Вопрос религиозного отношения к праву – это сложный вопрос. Наверное, это может быть темой совершенно отдельного обсуждения. Я лично считаю, что помимо убеждения и принуждения – таких известных правовых методов воздействия, - существует ключевой метод правового регулирования – внушение. Я глубоко убежден в том, что 90 % позитивного правового поведения основано не на убеждении, не на страхе, а на внушении. И подчинение праву в Европе основано именно на том, что это подчинение вошло в ткань культуры, стало культурным генетическим кодом, который впитывается с пеленок, с молоком матери, с каждым вдохом воздуха. Человек получает при рождении определенный «софт», и этот «софт» включает в себя уже такой элемент, как правомерное поведение. Он не задумывается о справедливости или несправедливости, он просто так поступает на автопилоте. Девиации, естественно, везде и всегда бывают, но, тем не менее, у них в этот «софт» заложено уже в определенном смысле правомерное поведение, в то время как у нас этого в культурном софте нет.
Связано это с религией или нет, не мне судить. Есть замечательная работа одного из самых, наверное, выдающихся современных теоретиков права, Бермана, которая называется «Западная традиция права», и в ней очень четко показано, что
все то, что мы сегодня воспринимаем как абсолютно светские рациональные институты, в реальности вырастало в Европе из папского права. Вообще, понять современное европейское право, со всеми его институтами, вне этого контекста традиций церковных школ схоластики, где переваривалась столетиями правовая доктрина, невозможно. Бергман приводит один смешной пример, и, поскольку он такой наглядный, я его повторю. Во всех европейских правовых системах до того, как на них нашло затмение и они отменили смертную казнь, сохранялось странное требование - человек в момент казни должен быть в своем уме. При этом, если у него наступало какое-то помрачение, то его долго лечили, а потом, когда он приходил в себя, – его казнили. Кажется, что это живодерство какое-то... На самом деле, в основе лежала простая вещь – человек должен иметь возможность покаяться перед смертью, то есть он должен быть в сознании, то есть его надо было привести сначала в сознание, чтобы он имел возможность покаяться, а потом уже убить. Конечно, это такой курьезный пример, но любой элемент современного права, чуть копни глубже, из этого же корня вырастает.
Источник