Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Психология веры: сублимация в некоторых формах набожности  (Прочитано 1102 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Ева

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1470
  • Reputation Power: 10
  • Ева has no influence.
    • Просмотр профиля
Таким образом автору не удаеться привязать свое утверждение даже к настолько сомнительной научной с-ме как п-анализ.

Даже если не вдаваться в тот смысл, в котором автор употребляет термины, то с точки зрения школы психоанализа сочетание трех видов защит (проекция, сублимация и катарсис) в одном флаконе весьма сомнительно - проекция относится к инфантильной, доэдипальной стадии, а сублимация, например, - это как раз вид так называемой "зрелой", постэдипальной защиты.
"...Я - ты, и ты - Я, и где ты, там и Я, и Я во всём..." (Евангелие от Евы, цит. по св. Епифаний Кипрский: Haeres XXVI, 3)

Остап

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 344
  • Reputation Power: 1
  • Остап has no influence.
    • Просмотр профиля
... кроме того автор хочет использовать представления о трансфере, но на свой лад. Трансфер понятие только класической школьі п-анализа и на него разпространяеться принятьій оной закон о сохранении єнергии - не только ее количество в системе пребьівает тождественньім, но и сама єнергия не меняеться.
Таким образом автору не удаеться привязать свое утверждение даже к настолько сомнительной научной с-ме как п-анализ.

Ева

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1470
  • Reputation Power: 10
  • Ева has no influence.
    • Просмотр профиля
Примечательно, что эта тема регулярно всплывает при дискуссиях католиков и православных на тему истинности веры одних и других. Православные утверждают, что многие католические мистики были склонны именно к подобным формам экстаза (особенно часто упоминают в этой связи Блаженную Анджелу и Терезу Авильскую, но и другим достается), и что это доказывает неистинность католицизма. Не только Феофан Затворник посвятил разъяснению видов теплоты при молитве свое письмо ("Молитва Иисусова"), - Игнатий Брянчанинов не раз писал на эту тему (напр., см. "Аскетические опыты. Том II - Слово о молитве Иисусовой"). Связь молитвенного экстаза с возникающим плотским желанием объяснялась тем, что в молитве задействованы "нижние области" сердца, и указывалось, что это недопустимо. Причем с течением времени градус нетерпимости повышался, и Лосев уже вовсю призывал предать анафеме тех, кто практикует такие экстатические состояния.
Похожие обвинения порой звучат от фундаменталистски настроенных мусульман и православных и в адрес суфиев (этим достается и за экстазы с танцами и разрыванием одежды, и за использование двусмысленной символики "прекрасной возлюбленной"). Грановская, впрочем, о суфиях в своей книге тоже пишет :-)

В нерелигиозной литературе экстатические состояния, сопровождавшиеся любым сильным возбуждением, трактовались как истерические проявления, чистая психопатология (на эту тему много всего: от Фрейда и Шарко до десятков современных авторов; в России еще более ста лет назад, например, была напечатана книга Д. Коновалова "Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве" - правда, православной церкви идеи Коновалова очень не понравились).

Но мне кажется, что в процитированном отрывке (впрочем, на мой взгляд, во всей книге таких странных мест полно) автор зачем-то сваливает все понятия в одну кучу малу: перенос и сублимацию, любовь и половое влечение, экстаз и катарсис - и все это только ради того, чтобы каким-то своим образом обосновать и так давно известное явление. Но, к сожалению, обоснование получилось весьма неубедительным и, честно говоря, ненаучным: вместо адекватного рассуждения - квазинаучная сентенция. Феофан, наверное, немало удивился бы, узнав, что он писал именно про сублимацию, а не про "торможение перед целью" или субституцию :-)
"...Я - ты, и ты - Я, и где ты, там и Я, и Я во всём..." (Евангелие от Евы, цит. по св. Епифаний Кипрский: Haeres XXVI, 3)

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Психология обрядов и культовых действий

Психология веры Фрагмент книги Грановская Р.М. Психология веры. 2-е изд. — М.: Питер, 2010.


Из какого еще источника способны верующие черпать повышенную силу чувств? Психологический механизм переноса (трансферта) чувств указывает на существование возможности перевести сексуальные импульсы телесной укорененности (либидо) в иную, идеальную область — любви, проявляющейся в платонической форме, то есть возможности переноса чувств в идеальной форме на другое лицо или объект. Возникающие при этом эмоции черпают энергию в самом мощном источнике. С этой точки зрения особая мощь религиозного чувства тесно связана с ее глубинной зависимостью от полового чувства, которое переадресуется и получает удовлетворение обходным путем. При сублимации любовь сохраняет некоторые исходные черты. Все так же нужен внешний объект, который при этом идеализируется, а его отдельные свойства преувеличиваются, все так же сохраняется постоянное желание уподобиться объекту любви, слиться с ним. Святой Феофан Затворник писал (281): «Теплота, сопровождающая сосредоточенную в сердце молитву, нередко соединяется со сладостью похотною». Здесь он затрагивает проблему сублимации в отдельных формах набожности. С учетом таких процессов уже неудивительно, что иногда эмоциональность культовых действий такова, что ритуал не только способен ввести человека в состояние сопереживания, но, побуждая к энтузиазму, может довести до экстаза и даже вызвать катарсис.

Полностью здесь
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100