«Но само изменение бытия не может быть вызвано каким-то обрядом. Обряды лишь отмечают совершившийся переход. И только в псевдо-эзотерических системах, которые не имеют ничего, кроме этих обрядов, им приписывают самостоятельное значение. Предполагается, что обряд, преображенный в таинство, передаёт или сообщает посвященному некоторые силы. Это опять-таки указывает, на психологию подражательного пути.
(Успенский, ВПЧ)
Думаю, что здесь имеет место неопределенность терминологии. Слово "обряд" нередко выступает эквивалентным синонимом слова "ритуал", в то время как ритуал может представлять из себя совокупность множества действий и обрядов. Например, ритуалы инициации, брака и похорон у многих племен (в частности, свадебные и похоронные ритуалы у славянских народов) являются достаточно протяженными по времени, и обряды обозначают начало или завершение определенных стадий ритуала. Если словом "обряд" обозначать исключительно церемонию, знаменующую переход из одной социальной страты в другую, то сам по себе обряд не обладает никаким трансформирующим воздействием. Если же под словом "обряд" подразумевать ритуалы вообще, то, конечно, было бы ошибкой считать, что никаких внутренних изменений в человеке никакой ритуал вызвать не может.
Судя по контексту, в тексте из ВПЧ подразумевается церемония, так как там выше есть следующее: "Переходы с одного уровня бытия на другой отмечались особого рода церемониями признания, т.е. посвящениями." Еще выше есть указание на то, какого рода инициации имеются в виду: "Собственно говоря, почти всё, что мы знаем о разнообразных оккультных, масонских и алхимических школах, относится к такому подражанию."
Если же высказывается тезис, что ритуал и обряд в принципе ничего дать не могут, то его следует отнести в категорию "Сомнительных (или непонятных) идей".
По тексту из ВПЧ не возникает ощущения, что речь идет обо всех без исключения обрядах: «Идея посвящения, которая доходит до нас через псевдо-эзотерические системы, также передана в совершенно неверной форме. Легенды, касающиеся внешних обрядов посвящения, составлены из обрывков сведений о древних мистериях, которыми мы располагаем. Мистерии представляли собой особого рода путь, где наряду с трудным и продолжительным обучением давались специальные театральные представления, изображавшие в аллегорической форме весь путь эволюции человека и мира». Кроме того, тут же упоминаются школы Востока - без каких-либо указаний или заключений насчет их обрядности.
В то же время из-за расплывчатости терминологии текст становится весьма неоднозначным.
Во-первых, в некоторых ритуалах (особенно в ритуалах посвящения) требовались значительные усилия.
Думаю, для того, чтобы теория о возможности трансформации человека в процессе ритуала была верифицируемой и фальсифицируемой, неплохо было бы сформулировать, в чем заключаются возможные изменения и при каких условиях они возникают. Это можно сделать отдельной темой :-)
Во-вторых, обряд или ритуал может воздействовать эстетически, меняя в чем-то психологию человека.
Честно говоря, утверждения о трансформирующем влиянии эстетического воздействия вызывают у меня очень, очень много вопросов и сомнений. Пока что доказательств существования изменений, вызываемых искусством, я никаких так и не встретила - ни теоретических, ни эмпирических. Если обратиться к научным трудам по психологии искусства (а их очень мало), и в первую очередь к Выготскому, то там тоже ничего определенного нет на этот счет. У Выготского есть лишь одна фраза, весьма общая, и то непонятно - не дань ли это идеологическим требованиям? Сам Выготский никак не объясняет этой фразы. Идею "изменения человека искусством" весьма усиленно эксплуатировали различные идеологические и политические системы двадцатого столетия, эта идея муссируется в большом количестве текстов разных философов (и в частности, религиозных) - но никаких конкретных данных на этот счет до сих пор нет, как нет и теоретического обоснования таких изменений. Возможно, при определенных условиях эстетическое воздействие действительно может иметь трансформирующее влияние - но тогда должна быть какая-то ясность с тем, какое именно влияние оказывается и при каких условиях оно может иметь место?
В-третьих, ритуал в некоторых случаях был неотличим от собственно обычной жизни, но это была жизнь, организованная по особым правилам.
Не следует забывать, что некоторые ритуалы, мистерии, карнавалы или сатурналии могли длиться неделями и даже месяцами. Это была особая жизнь, и она, без сомнения, могла влиять на бытие человека.
Да, тут тоже неплохо бы разобраться, что как влияло и влияет (степень активности, вовлеченности участников; длительность ритуала; степень осознания происходящего; что-то еще?), каким конкретно образом (просто сильное эмоциональное переживание; катарсис, разрядка, снятие напряжения; получение нового навыка; закрепление нового навыка и т. п.), и при каких условиях. Будет яснее, что и как работает, а что не работает вообще. Потому что существующая философская риторика в этом вопросе, как мне кажется, очень мало что дает - кроме теорий, нуждающихся в проверке.