Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: СВ - что это?  (Прочитано 4896 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Evgeny

  • Дервиш
  • ********
  • Сообщений: 6199
  • Reputation Power: 91
  • Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!Evgeny has great potential!
    • Просмотр профиля
Re: СВ - что это?
« Ответ #8 : 16 ШоЫп 2012, 22:51:31 »
Цитировать
насколько точно описано у ПДУ состояние самовоспоминания?

То что описал ПДУ к СВ не имеет практически никакого отношения. Это его фантазии.

В.П.Ч.-книга Успенского.Значит об С.В. из неё толком ничего не узнаешь?

Узнаешь очень многое и очень толком. Просто имейте в виду, что есть много форм и уровней самовспоминания, чуть не сказал "есть много разных самовспоминаний". Конечно, при всей их разности в них есть нечто общее. Успенский определил это общее как разделение внимания между объектом и собой. Но из одного этого тусклого определения вы не выведете ничего. Начните с частных случаев, когда вы определенно помнили себя, и сравните их с определением Успенского. Тогда оно для вас наполнится смыслом.
Иди за тем, с кем тебе по пути.

Зейтан

  • Космический
  • Особые ограничения - ЛС
  • Дервиш
  • *
  • Сообщений: 4214
  • Reputation Power: 55
  • Зейтан is on the verge of being accepted.Зейтан is on the verge of being accepted.Зейтан is on the verge of being accepted.Зейтан is on the verge of being accepted.Зейтан is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: СВ - что это?
« Ответ #7 : 01 ШоЫп 2012, 09:52:47 »
Там имеет ценность только то что Гурджиев говорил...

Черепаха Торчилла

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 249
  • Reputation Power: 6
  • Черепаха Торчилла has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: СВ - что это?
« Ответ #6 : 01 ШоЫп 2012, 01:35:51 »
Цитировать
насколько точно описано у ПДУ состояние самовоспоминания?

То что описал ПДУ к СВ не имеет практически никакого отношения. Это его фантазии.

В.П.Ч.-книга Успенского.Значит об С.В. из неё толком ничего не узнаешь?

Зейтан

  • Космический
  • Особые ограничения - ЛС
  • Дервиш
  • *
  • Сообщений: 4214
  • Reputation Power: 55
  • Зейтан is on the verge of being accepted.Зейтан is on the verge of being accepted.Зейтан is on the verge of being accepted.Зейтан is on the verge of being accepted.Зейтан is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: СВ - что это?
« Ответ #5 : 30 ШоЭп 2012, 10:34:58 »
Цитировать
насколько точно описано у ПДУ состояние самовоспоминания?

То что описал ПДУ к СВ не имеет практически никакого отношения. Это его фантазии.

rimlyanin

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 872
  • Reputation Power: 22
  • rimlyanin barely matters.rimlyanin barely matters.
    • Просмотр профиля
Re: СВ - что это?
« Ответ #4 : 30 ШоЭп 2012, 00:51:12 »
Насколько я понял,ЗИКР должен "поглощать" практикующего,а возможно ли в ходе практики ЗИКРа осознание: "Вот я,...делаю ЗИКР".Что-то вроде наблюдения за собой в такой момент.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Для зикра и для самовспоминания характерно интенсивное "присутствие", ощущение "вот я", здесь и теперь. Откуда оно берется?

Первое объяснение. М.К. Мамардашвили высказал мысль, что "сознание есть акт осознания...".* Пробужденность и более высокие уровни сознания связаны с активностью осознавания.  

Когда сознание, изучая объект, не замыкается лишь на его материальном плане, не отождествляется с ним, но проводит от него "линию" в область смыслов, возникает ощущение присутствия.  По словам того же Мамардашвили,  "сознание есть возможность большего сознания".*  Когда эта возможность реализуется и происходит расширение сознания по вертикали, оно почти неизбежно сопровождается переживанием "Я здесь". Более высокие слои психики получают возможность увидеть и осознать более низкие.  

Второе объяснение. В самовоспоминании происходит переосмысление обыденного. Как я писал выше, "знакомые предметы уже встроены в некую систему, мирадж завершен. Взаимодействие со знакомыми ситуациями не требует восхождения, сознание пассивно. А вот в незнакомых или эмоционально интенсивных ситуациях, таких как опасность, поиск смысла возобновляется".
 
Практикуя зикр, активизируя поиск смыслов, мы присутствуем при формировании и преображении нашего Я. Поскольку обычно Я скрыто в подсознании, ощущение интенсивного присутствия посещает нас редко.  

Зикр и самовоспоминание это как бы второе рождение Я. Рождение, которое позволяет пересоздать себя и свой мир по-новому. Осознанность возможна только как такой творческий процесс постоянного возрождения.      

В эзотерической традиции существует представление, что мир каждое мгновение создается заново. В Коране сказано: "каждый день Он за делом" (55:29). Практикуя зикр или самовспоминание, каждый день творя свой мир заново, мы делаем шаг по направлению к Реальности.


-------------------------
* http://www.sufism.ru/webmag/public_html/article.php3?story=2001010800421966
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
ПДУ писал:

Цитировать
Во-первых, ...вспоминание себя, результат этого метода, не имеет ничего общего с <самоощущением> или <самоанализом>. Это было новое и весьма интересное состояние со странно знакомым привкусом.
Во-вторых, ...моменты вспоминания себя случаются в жизни, хотя и редко. Намеренное создание этих моментов вызывало чувство новизны, но в действительности они были знакомы мне с раннего детства. Они возникали в непривычной обстановке или на новом месте, среди незнакомых людей, например, во время путешествия, когда вдруг оглядываешься по сторонам и говоришь себе: <Как странно! Вот я!> Или же они являлись в очень эмоциональные моменты, в минуты опасности, в такие мгновения, когда необходимо не потерять голову, когда человек как бы слышит собственный голос, видит и наблюдает себя со стороны.

Я увидел с полной ясностью, что мои первые воспоминания о жизни - очень ранние - были моментами вспоминания себя...
("В поисках чудесного", гл.7)


Вы пишете:
"Хотелось бы услышать мнение людей, которые практикуют самовоспоминание или зикр: как вам кажется, насколько точно описано у ПДУ состояние самовоспоминания? Ведь могут быть, конечно, субъективные моменты; но, возможно, может быть и что-то, что способно стать "ключом" к пониманию - не случайно, наверное, ПДУ упоминает "странно знакомый привкус"...

--------------------------------------------------------------

Вот мой "ключ" (не обязательно, что он каждому подойдет).

Словом ми'радж (буквально означает "лестница") описывают странствие Пророка Мухаммеда (мир ему) из Мекки в Иерусалим и его вознесение на небо. По отношению к Аллаху в Коране употребляется эпитет "обладатель лестниц" или "обладатель ступеней" (К.70:3).

Подобный образ  встречается и в Библии - это лестница пророка Иакова (Бытие 28,12), по которой ангелы поднимаются на небеса.

Зикр, как и самовспоминание, может быть быть понят через метафору восхождения по ступеням лестницы.

Человек в обычном состоянии пребывает в основании лестницы, он отождествлен с тварным миром, и сам является предметом среди других предметов.

Более высокие ступени лестницы это более высокие степени сознания. Происходит восхождение в "ангельский мир", где Реальность более проявлена. Вспоминая себя (или Себя - то есть Реальное в себе), человек начинает ощущать единство. Разрозненные объекты объединяются в осмысленные категории. Мир и все в нем наполняется более высоким смыслом, проблемы разрешаются, человек перестает ощущать себя как отделенное от Природы испуганное существо. Все это переживается как особая и интенсивная эмоция, как постижение Бога.  

Теперь более конкретно. Успенский пишет, что эти ощущения
"возникали в непривычной обстановке или на новом месте, среди незнакомых людей ... первые воспоминания о жизни - очень ранние - были моментами вспоминания себя..." .

Истинно так. Сознание, встречаясь в первый раз с незнакомым предметом, проделывает "мини-мирадж". Оно пытается воспарить от конкретного объекта ввысь, устанавливая связь между конкретным и всеобщим. Попросту говоря, ум пытается понять смысл явления. А смыслы не принадлежат тварному миру, они расположены на более высоких ступенях лестницы бытия. Ребенок в раннем детстве воспаряет в небо почти все время, поскольку для него нет ничего знакомого, он узнает мир заново. Отсюда и возникает "странно знакомый привкус" у тех, кто практикует самовспоминание в зрелые годы.
 
Знакомые предметы уже встроены в некую систему, мирадж завершен. Взаимодействие со знакомыми ситуациями не требует восхождения, сознание пассивно. А вот в незнакомых или эмоционально интенсивных ситуациях, таких как опасность, поиск смысла возобновляется.  

Сознательное усилие в зикре или самовспоминании это попытка совершать восхождение по лестнице Иакова, или мирадж, в любой ситуации и  в любое время.

* * *

Также на эту тему:

"Высшие уровни сознания":
 http://www.sufism.ru/sufi_forum/read.php?f=12&i=225&t=225

"Зикр и самовспоминание":
 http://www.sufism.ru/sufi_forum/read.php?f=12&i=81&t=81

"Зикр, самовоспоминание и отречение от себя"
http://www.sufism.ru/sufi_forum/read.php?f=12&i=64&t=64
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

T

  • Искатель
  • *
  • Сообщений: 7
  • Reputation Power: 0
  • T has no influence.
    • Просмотр профиля
СВ - что это?
« Ответ #1 : 03 РТУгбвР 2002, 23:38:59 »
ПДУ писал:

Цитировать
Во-первых, ...вспоминание себя, результат этого метода, не имеет ничего общего с <самоощущением> или <самоанализом>. Это было новое и весьма интересное состояние со странно знакомым привкусом.
Во-вторых, ...моменты вспоминания себя случаются в жизни, хотя и редко. Намеренное создание этих моментов вызывало чувство новизны, но в действительности они были знакомы мне с раннего детства. Они возникали в непривычной обстановке или на новом месте, среди незнакомых людей, например, во время путешествия, когда вдруг оглядываешься по сторонам и говоришь себе: <Как странно! Вот я!> Или же они являлись в очень эмоциональные моменты, в минуты опасности, в такие мгновения, когда необходимо не потерять голову, когда человек как бы слышит собственный голос, видит и наблюдает себя со стороны.

Я увидел с полной ясностью, что мои первые воспоминания о жизни - очень ранние - были моментами вспоминания себя...
("В поисках чудесного", гл.7)


Возможно, подобные ощущения знакомы многим людям с самого раннего детства; что-то в них есть похожее на состояние, известное, как "дежа-вю" (хотя многие психиатры считают "дежа-вю" разновидностью так называемого "малого" эпилептического припадка).
Те состояния, о которых пишет Успенский, могут возникать также при переутомлении (когда "ни одной мысли в голове") или в состоянии растерянности. Долгое время мне казалось, что это тоже какое-то психическое или неврологическое нарушение, но ведь надо же: Успенский так уверенно связывает это с самовоспоминанием.
Кроме того, насколько я понимаю, состояние самовоспоминания можно связать с суфийским зикром (это обсуждалось в старом форуме Четвертого пути).
Хотелось бы услышать мнение людей, которые практикуют самовоспоминание или зикр: как вам кажется, насколько точно описано у ПДУ состояние самовоспоминания? Ведь могут быть, конечно, субъективные моменты; но, возможно, может быть и что-то, что способно стать "ключом" к пониманию - не случайно, наверное, ПДУ упоминает "странно знакомый привкус"...

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100