ПДУ писал:
Во-первых, ...вспоминание себя, результат этого метода, не имеет ничего общего с <самоощущением> или <самоанализом>. Это было новое и весьма интересное состояние со странно знакомым привкусом.
Во-вторых, ...моменты вспоминания себя случаются в жизни, хотя и редко. Намеренное создание этих моментов вызывало чувство новизны, но в действительности они были знакомы мне с раннего детства. Они возникали в непривычной обстановке или на новом месте, среди незнакомых людей, например, во время путешествия, когда вдруг оглядываешься по сторонам и говоришь себе: <Как странно! Вот я!> Или же они являлись в очень эмоциональные моменты, в минуты опасности, в такие мгновения, когда необходимо не потерять голову, когда человек как бы слышит собственный голос, видит и наблюдает себя со стороны.
Я увидел с полной ясностью, что мои первые воспоминания о жизни - очень ранние - были моментами вспоминания себя...
("В поисках чудесного", гл.7)
Вы пишете:
"Хотелось бы услышать мнение людей, которые практикуют самовоспоминание или зикр: как вам кажется, насколько точно описано у ПДУ состояние самовоспоминания? Ведь могут быть, конечно, субъективные моменты; но, возможно, может быть и что-то, что способно стать "ключом" к пониманию - не случайно, наверное, ПДУ упоминает "странно знакомый привкус"...
--------------------------------------------------------------
Вот мой "ключ" (не обязательно, что он каждому подойдет).
Словом
ми'радж (буквально означает "лестница") описывают странствие Пророка Мухаммеда (мир ему) из Мекки в Иерусалим и его вознесение на небо. По отношению к Аллаху в Коране употребляется эпитет "обладатель лестниц" или "обладатель ступеней" (К.70:3).
Подобный образ встречается и в Библии - это лестница пророка Иакова (Бытие 28,12), по которой ангелы поднимаются на небеса.
Зикр, как и самовспоминание, может быть быть понят через метафору восхождения по ступеням лестницы.
Человек в обычном состоянии пребывает в основании лестницы, он отождествлен с тварным миром, и сам является предметом среди других предметов.
Более высокие ступени лестницы это более высокие степени сознания. Происходит восхождение в "ангельский мир", где Реальность более проявлена. Вспоминая себя (или Себя - то есть Реальное в себе), человек начинает ощущать единство. Разрозненные объекты объединяются в осмысленные категории. Мир и все в нем наполняется более высоким смыслом, проблемы разрешаются, человек перестает ощущать себя как отделенное от Природы испуганное существо. Все это переживается как особая и интенсивная эмоция, как постижение Бога.
Теперь более конкретно. Успенский пишет, что эти ощущения
"возникали в непривычной обстановке или на новом месте, среди незнакомых людей ... первые воспоминания о жизни - очень ранние - были моментами вспоминания себя..." .
Истинно так. Сознание, встречаясь в первый раз с незнакомым предметом, проделывает "мини-мирадж". Оно пытается воспарить от конкретного объекта ввысь, устанавливая связь между конкретным и всеобщим. Попросту говоря, ум пытается понять смысл явления. А смыслы не принадлежат тварному миру, они расположены на более высоких ступенях лестницы бытия. Ребенок в раннем детстве воспаряет в небо почти все время, поскольку для него нет ничего знакомого, он узнает мир заново. Отсюда и возникает "странно знакомый привкус" у тех, кто практикует самовспоминание в зрелые годы.
Знакомые предметы уже встроены в некую систему,
мирадж завершен. Взаимодействие со знакомыми ситуациями не требует восхождения, сознание пассивно. А вот в незнакомых или эмоционально интенсивных ситуациях, таких как опасность, поиск смысла возобновляется.
Сознательное усилие в зикре или самовспоминании это попытка совершать восхождение по лестнице Иакова, или
мирадж, в любой ситуации и в любое время.
* * *
Также на эту тему:
"Высшие уровни сознания":
http://www.sufism.ru/sufi_forum/read.php?f=12&i=225&t=225"Зикр и самовспоминание":
http://www.sufism.ru/sufi_forum/read.php?f=12&i=81&t=81"Зикр, самовоспоминание и отречение от себя"
http://www.sufism.ru/sufi_forum/read.php?f=12&i=64&t=64