TOD
Начинающий 1
Зарегистрирован: 26.10.2002
Сообщения: 27
Откуда: Izmail, Ukraine
Добавлено: Пн Апр 14, 2003 19:41 Заголовок сообщения: Относительно использования аналогий и метафор.
--------------------------------------------------------------------------------
Относительно использования аналогий и метафор.
Субъект использует аналогию или метафору для того, чтобы создать (навести) в собеседнике именно то состояние (схему соединения центров), которое необходимо для правильного усвоения информации. Ситуация: Учитель обучает ученика. Плоскость рассмотрения - информационная. Проводник активной силы (+) - учительские монологи. Проводник пассивной силы (-) - ученик, пытающийся понять эту информацию. Нейтрализующая сила (=) - знакомый обоим язык общения. Результат: в I-центре ученика появилась новая информация, новое знание. (Допустим, что Понимания пока нет).
Если целью учителя является Понимание учеником излагаемой информации, то в данном случае эта цель не была достигнута, о чем Учитель может узнать, задавая вопросы по теме. Ученик находится в интервале. Дополнительной октавой может послужить использование аналогии, которая, будучи правильно подобранной, даст дополнительный толчок октаве информациии она пройдет дальше, в Е-центр.(т.е., в другой плоскости рассмотрения, аналогией создается нужная схема соединения центров, объединяющая (на основе прошлого опыта ученика) Е и I-центры, что позволяет получить Понимание вопроса. Вводя дополнительную октаву, Учитель усилил (=) и достиг своей цели. Интересно, что, если бы у ученика не было в прошлом соответствующего опыта, то это аналогия вызвала бы в нем совершенно иную, чем требовалось, схему соединения, а это снова завело бы ученика в интервал.
В этом случае (если не отклоняться от цели) учителю придется последовательно создать в ученике новый опыт (схему соединения). Это достигается путем использования метафор (сравнений). Пример: прямая команда "Останови внутренний диалог". Ученик не может, т.к. не имеет соответствующего опыта. Следует аналогия: "Вспомни ситуацию, в которой ты был очень удивлен, настолько, чтобы аж челюсть отвисла"(в таких случаях обычно внутренний диалог приостанавливается на время). Если и это не помогает(таких ситуаций в опыте ученика не было), тогда метафора: "Представь себе, что мысли удаляются, уменьшаются и исчезают..." Слово "представь" включает Е3, который конструирует на понятном ему языке (в зрительных образах) схему соединения, которая бы выполняла следующие функции:
1. связывалась с I-центром и отслеживала происходящие там процессы
2. перенаправляла энергию из замкнутого контура (постоянное самовозбуждение I-центра: толчок-ассоциация-толчок...) в Е-центр (в видеообразы).
3. удержать это состояние I-центра (отсутствие ассоциативных толчков) некоторое время.
Когда новая схема сконструирована и запомнена, метафора превратится в аналогию.
Итак, вывод: Аналогия - это нечто, аппелирующее к уже имеющемуся опыту человека; метафора призвана создать в человеке соответствующий опыт/состояние/схему соединения.
Мораль: аналогии, как и метафоры, необходимо использовать чрезвычайно корректно, особенно сложные, т.к. это может вызвать отклонения октавы понимания в неправильном направлении, либо даже создать в ученике форму сознания, не ведущую к понимания (принятие на веру вследствие невозможности разобраться и проверить). А это противоречит принципам ЧП.
Еще деталь. Есть, кажется, еще один способ обучения - прямая передача. Мне представляется это так: учитель, находясь в непосредственной близости от ученика, "наводит" нужную схему соединения. Это и есть, по-видимому, С-влияние. Таким образом обучают самовоспоминанию...
Vab, как Вы наверное поняли, я не совсем разобрался с вашей компьютерной метафорой, поэтому коментировать ее не берусь.
Насчет энергии: у меня лично, скорее всего, максимум энергии съедает Е1 (БОЭМ). Обидно, конечно...
С уважением.
tod