Тит Нат Хан -
Сутра полного осознавания дыханияПолностью - тут:
http://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&ved=0CDsQFjAB&url=http%3A%2F%2Fdharma.the-serial.ru%2Fbooks%2Ftit_nat_han_-_sutra_polnogo_osoznavaniya_dyhaniya.doc&ei=QHpWUejyOo3y9gS71YHAAg&usg=AFQjCNGYFAH0MFhDfjtTCeIjX4SK-nkFQQ&sig2=PgHTOXpQooU1Xz8aKFw6HQ&bvm=bv.44442042,d.eWUСУТРА ПОЛНОГО ОСОЗНАВАНИЯ ДЫХАНИЯ
(с комментариями Тхить Ньят Ханя)
Эти состояния
медитации, в которых практикующий уже отбросил сферу форм и вошел
в бесформенную сферу:
1) сфера безграничного пространства;
2) сфера безграничного сознания;
3) сфера отсутствия материальности;
4) сфера, где нет "восприятия" и "невосприятия".
Часть 2
Краткое изложение содержания
Шестнадцать различных методов вдохов и выдохов в сочетании с
Четырьмя Основами Осознанности являются сущностью сутры Полного
Осознавания Дыхания.
Дыхание - это средство пробуждения и поддержания полного внимания
для того, чтобы иметь глубокое продолжительное видение природы
вещей и достичь освобождения.
Шестнадцать методов дыхания могут быть
разделены на четыре группы по четыре метода в каждой. Первая
группа использует тело как объект Полного Осознавания, вторая
использует чувства, третья - психику и четвертая - объекты
психики. После объяснения шестнадцати методов Полного Осознавания
Дыхания Будда говорил о Четырех Основах Осознанности и Семи
Факторах Пробуждения. Он напоминает нам, что если методы Полного
Осознавания Дыхания практикуются постоянно, они приведут к
успешному достижению Семи Факторов Пробуждения.
Главный же момент этой сутры заключается в том, что
практика Полного Осознавания Дыхания сочетается с практикой
Четырех Основ Осознанности.
Часть 3
Анализ содержания сутры
Часть вторая. Шестнадцать методов.
Вторая часть - это суть сутры. В этой части разработаны 16 методов
Полного Осознавания Дыхания в связи с Четырьмя Основами
Осознанности.
1.
Четыре подготовительных метода.В первом и втором методах объектом осознанности является само
дыхание. Психика является субъектом, а дыхание - объектом. Дыхание
может быть коротким, длинным, тяжелым или легким. Мы видим, как
наше дыхание воздействует на психику. Дыхание и психика становятся
едиными. Мы также видим, что дыхание - это аспект тела и что
осознание дыхания - это одновременно и осознание тела.
В третьем методе дыхание связывается со всем телом, а не с какой-
то конкретной его частью. Осознание дыхания является в то же самое
время осознанием всего тела. Ум, дыхание и все тело становятся
едиными.
В четвертом методе дыхания телесные функции приостанавливаются.
Успокоение дыхания сопровождается успокоением тела и психики.
Психика, дыхание и тело успокаиваются в равной мере.
Только в четырех дыхательных упражнениях мы можем осознать
единство тела и сознания. Дыхание - это прекрасный инструмент для
успокоения и установления психики на данном этапе.
2.
Следующие четыре метода.Пятый метод приводит нас во взаимодействие с нашими ощущениями.
Существуют три рода ощущений: приятное, неприятное и нейтральное
(не приятное и не неприятное). В результате осознанного дыхания и
успокоения тела возникает радость. Это приятное чувство
естественно возникает из четвертого метода.
В шестом методе радость трансформируется в мир и чувство счастья и
мы полностью осознаем это. Седьмой и восьмой методы распространяют
наше внимание на все возникающие чувства и ощущения. Когда мы
осознаем все телесные и все ментальные действия, мы осознаем все
ощущения.
Восьмой метод успокаивает тело и психику и приводит их к
умиротворению. С этого момента мы можем объединить тело, психику,
ощущения и дыхание мирно и полно.
3.
Следующие четыре метода.С девятого по двенадцатый методы психика является объектом.
Психика состоит из всех функций психики, включая чувства, ощущения
и все психические состояния. Буддийская психология насчитывает 51
ментальную функцию. Однако психика также включает в себя и
сознание, различающее и отражающее. Осознание в девятом методе
включает в себя все, что бы ни возникало в психике в настоящий
момент.
Десятый метод приводит психику в состояние радости, поскольку
психика легче концентрируется, находясь в спокойном и счастливом
состоянии, а не в состоянии горя и беспокойства. Мы сознаем, что
имеем возможность практиковать медитацию и что нет более важного
момента, чем настоящий. Когда успокоенная психика входит в данное
состояние, возникает безмерная радость.
Используя психику для наблюдения за психикой, одиннадцатый метод
приводит нас к глубокой концентрации. Психика есть дыхание.
Психика есть единство субъекта, который наблюдает и освещает, и
объекта, который наблюдается и освещается. Психика исполнена мира
и счастья. Психика стала полем света и сил от сосредоточения.
Двенадцатый метод может освободить психику, если она все еще
связана. Психика связана или причинами прошлого или будущего, или
результатами скрытых желаний и гнева. Ясно наблюдая, мы можем
обнаружить эти узлы и можем развязать путы, которыми связана
психика. Полное Осознавание Дыхания вдыхает в психику свет
наблюдения, который может сделать ее свободной.
4.
Четыре заключительных метода.Психика не может быть отделена от своих объектов. Психика есть
сознание, чувства, привязанности, отвращение и т.д. Сознание
должно быть всегда сознающим что-либо.
Чувствование - это всегда чувствование чего-то. Любовь и ненависть
- это всегда любовь и ненависть к чему-то. Это что-то и есть
психический объект. Психика не может проявиться, если отсутствует
ее объект. Психика не существует, если не существует психический
объект. Психика в одно и то же время является субъектом сознания и
объектом сознания. Все физиологические феномены, такие, как
дыхание и нервная система, органы чувств и все психологические
феномены, такие, как чувства, мысли и сознание, и все физические
феномены, такие, как земля, вода, трава, деревья, горы и реки,
являются психическими объектами. Все они могут быть названы
"дхармы".
Тринадцатый метод дыхания проливает свет на постоянно меняющуюся
природу всего существующего - психологическую, физиологическую и
физическую. Само дыхание также непостоянно.
Факт преходящести очень важен, поскольку он открывает для нас
возможность видеть взаимно связанную и взаимообусловленную
природу, а также природу отсутствия "я" (ничто не имеет отдельного
независимого "я") всего, что существует.
Четырнадцатый метод позволяет нам видеть, что каждая дхарма уже
находится в процессе распада (затухания), и, таким образом, мы
больше не захвачены идеей фиксации на какой-либо дхарме как на
отдельной сущности, и даже на психологических и физиологических
элементах в нас самих.
Пятнадцатый метод позволяет нам войти в осознанность великой
радости, радости освобождения, посредством избавления от желания
схватывать и удерживать какую-либо дхарму.
Шестнадцатый метод устраняет то, что должно быть оставлено,
отбрасывает все оковы невежества и хватания. Быть способным
оставлять (что бы то ни было) уже означает пребывать в
освобождении.
Эти шестнадцать методов могут изучаться и практиковаться разумно.
Хотя четыре подготовительных метода очень сильно помогают нашей
концентрации, каждый момент нашей практики сам способствует этому
и нет необходимости практиковать эти шестнадцать методов в этом
порядке. К примеру, вам может подойти практика только
четырнадцатого метода в течение нескольких дней или месяцев.
Хотя эти методы представлены очень просто, их эффект огромен. В
зависимости от вашего опыта вы можете войти в них или углубленно
или поверхностно.
Будда не собирался разрабатывать новые теории для того, чтобы
смущать умы: привнося что-то новое в практику, он использовал
такие простые термины, как преходящесть, затухание, освобождение и
оставление. Действительно, понятие преходящести также включает в
себя концепцию несуществования "я", концепции пустотности,
взаимосвязанности, отсутствия признаков (алакшана) и отсутствие
цели (апранихита). Поэтому важно наблюдать то, что устраняет и
ведет к освобождению.
Часть третья.
Четыре Основы Осознанности.
Четыре Основы Осознанности (Сатипаттхана): 1) Осознание тела
в теле; 2) Осознание чувств в чувствах; 3) Осознание ума в уме; 4)
Осознание объектов ума в объектах ума. Более подробные разъяснения
приводятся в книге "Суть Буддийской медитации" Ньянапоника Тхера
или в другом переводе Сатипаттана сутты. См. также Тхить Ньят
Хань, "Обретение мира"
В этой сутре работа по полному осознанию Четырех Основ ведется
через осознанное дыхание.
Я хочу сказать немного относительно выражения "наблюдение тела в
теле", "наблюдение чувства в чувствах", "наблюдение психики в
психике" и "наблюдение объектов психики в психике". Ключ к
медитации наблюдения в том, что наблюдающий субъект и наблюдаемый
объект не являются двумя отдельными сущностями. Ученый может
отделить себя от объекта своего наблюдения или
измерения, но изучающий медитацию должен отбросить разделение
между субъектом и объектом. Когда мы наблюдаем что-либо, мы уже
есть этот объект.
Недвойственность - вот ключевое слово.
Наблюдение тела в теле означает, что в процессе наблюдения мы не
стоим в стороне от нашего тела как независимый наблюдатель, но мы
идентифицируемся с объектом, который наблюдается. И это
единственный путь, который может привести нас к проникновению и
непосредственному переживанию реальности. В медитации наблюдения
тело и психика - это одна сущность, и субъект и объект медитации -
это тоже одна и та же сущность. В медитации наблюдения нет меча
разделения, который рассекает реальность на части. Медитирующий -
это полностью вовлеченный участник, а не обособленный наблюдатель.
Медитация наблюдения - это ясная осознанность того, что происходит
с Четырьмя Основами: телом, чувствами, умом и всеми дхармами,
"настойчивость, полная пробужденность, ясное понимание своего
состояния, выходящее за пределы всякого влечения и отвращения к
этой жизни".
"Жизнь означает то, что существует. Упрямое хватание за то, что
существует или отвержение его, или отвращение от него - обе эти
противоположности ведут к утрате ясности пробужденного ума. Для
того чтобы иметь успех в практике наблюдения, мы должны идти за
пределы влечения и отвращения".
Часть четвертая.
Семь Факторов Пробуждения.В четвертой части сутры Будда обсуждает возникновение, рост и
достижение Семи Факторов Пробуждения посредством пребывания их в
связанном с сознанием дыхании.
1. Полное Внимание - это главный Фактор Пробуждения. Полное
Внимание - это полностью пробужденное осознание. Если Полное
Внимание развито и сохранено, практика наблюдения ясно освещает
все, что существует, и оно будет воспринято должным образом.
2. Работа наблюдения по освещению и ясному видению всего, что
существует, есть исследование дхарм.
3. Энергия - это настойчивость и старание.
4 - 5. Восторг, легкость и мир являются радостными чувствами,
питаемыми энергией.
6. Концентрация дает начало пониманию. Когда мы имеем понимание,
мы можем выйти за пределы всех сравнений, измерений, различений и
взаимодействия с влечением и отвращением.
7. Запредельный выход - это Равностность. Тот, кто достиг
Равностности, будет обладать внутренней улыбкой, которую дают
сострадание и правильное понимание.
Третий объект Полного Осознавания:
Реализация единства тела и ума(метод 4).
Во время другого периода медитации пронаблюдайте все ваше тело, не
проводя различий между его частями: "Я вдыхаю и осознаю все мое
тело" (метод 3). С этого момента соберите ваше тело, ваш
наблюдающий ум в одно целое. Дыхание и тело едины. Во время
наблюдения ум не является некой сущностью, которая независимо
существует вне вашего дыхания и тела. Границы между субъектом и
объектом наблюдения больше не существует. Мы наблюдаем "тело в
теле". Ум не находится во вне объекта, для того чтобы наблюдать
его. Ум един с объектом, который он наблюдает. Этот первый принцип
- "субъект и объект - пусты (субъект и объект едины)" был
тщательно разработан в традиции Махаяны.
Дыхание дает большую радость в медитации. "Тонкая радость в медитации" - это большое счастье,которое приносит медитация. Это пища. Если вы питались радостью медитации - вы стали радостным, свежим и терпимым, и каждый вокруг вас получит пользу от вашей радости.
Хотя цель четвертого метода дыхания, предложенного Буддой -
вдыхания и выдыхания для успокоения и умиротворения тела
заключается в привнесении покоя во все движения вашего тела, его
следствием является также успокоение вашего дыхания и ума.
Успокоение одного приводит к успокоению всех трех.
И в этом успокоении разграничения тела и ума не существует, вы
пребываете в состоянии покоя, когда тело и ум приходят к единству,
и нет больше чувства, что субъект медитации существует вне объекта
медитации.
Тем, кто практикует медитацию, следует знать, как питать себя
радостью медитации, миром и радостью медитативной концентрации для
того, чтобы достичь подлинной зрелости и помочь миру. И мы тогда ощущаем огромное облегчение, мир и радость. Что за радость, что за облегчение
И вы ощутите огромную радость! Это
внутреннее ощущение мира и радости от медитации в пятом методе
дыхания "Я вдыхаю и ощущаю радость. Я выдыхаю и чувствую радость"
помогает нам осознавать эти ощущения.
Шестой метод устанавливает осознанность мира и счастья: "
Я вдыхаю
и чувствую счастье, я выдыхаю и чувствую счастье".
Только после прозрения мы можем
оценить, что имеем глаза, и понять, что видеть белые облака -
поистине чудесно. Радость подпитывает медитирующего и нет никакой
необходимости искать ее вовне. Все, что нужно, так это осознавать
существование счастья, и оно проявится немедленно. Приятное
чувство подобно воздуху вокруг нас - мы можем наслаждаться им,
Пятый объект Полного Осознавания: Наблюдение чувств (методы 7 -
.
Когда мы переживаем какое-либо чувство, медитирующий определяет, что оно имеет место, и направляет свое осознание для того, чтобы его высветить. Такова практика наблюдения. К примеру, если вы раздражены, вы долины знать: "Это раздражение во мне. Я раздражен", и вы вдыхаете
и выдыхаете с этим осознанием.
В буддийской практике медитация наблюдения основывается на не-
двойственности. Поэтому мы не должны рассматривать раздражение как
внешнего врага, пришедшего поработить нас. Мы видим, что мы в
данный момент и есть это самое раздражение. Благодаря этому
пониманию, нам больше не нужно сопротивляться, развеивать или
разрушать это раздражение. Когда мы практикуем медитацию
наблюдения, мы не возводим в себе барьеры между хорошим и плохим,
а превращаем себя в поле брани. Это главное, чего буддизм
старается избежать. Мы должны лечить раздражение с состраданием и
непротивлением. Мы можем встретить лицом к лицу наше собственное
раздражение с сердцем, наполненным любовью, так же, как мы
встречались лицом к лицу с нашей маленькой сестрой. Мы можем
зажечь свет осознанности, который возникает из медитативной
стабильности, посредством вдыхания и выдыхания, осознанно давая
возможность свету светить ровно. И под светом осознанности
раздражение постепенно трансформируется (не подавляется).
Каждое чувство наполнено энергией. Приятное чувство - это энергия,
которая питает. Раздражение - это чувство, которое может
разрушать. В свете осознанности энергия раздражения превращается в
творческую энергию. Посредством ясного наблюдения и обнаружения узлов в нашем понимании, вы можете уменьшить болезненные чувства, происходящие из восприятия.
Когда присутствует чувство раздражения или страха, мы можем
осознавать это, стимулируя осознанность через дыхание. Полностью
осознавая свое дыхание с терпением, мы подходим к более глубокому
видению подлинной природы этого чувства. В видении мы приходим к
пониманию, а это свобода. Седьмой метод обращается к активности
ума: "Я вдыхаю, и я осознаю активность ума во мне. Я выдыхаю и
осознаю активность ума во мне". "Активность" - это возникновение
чувств, их продолжительность, их исчезновение и превращение в
нечто другое.
Восьмой метод помогает в трансформации энергии чувств: "Я вдыхаю и
привожу активность ума к покою и миру. Я выдыхаю и привожу
активность ума к покою и миру". Наблюдая подлинную природу любого
чувства, мы можем превратить эту энергию в энергию мира и радости.
Когда мы кого-нибудь понимаем, мы можем его принять и полюбить
его. Приняв его, мы теряем чувства упрека или раздражения против
него. Энергия чувства раздражения в этом случае может быть
превращена в энергию любви.
**************************
Шестой объект Полного Осознавания:
Работа и освобождение ума(методы 9 - 12).
Девятый метод - это дыхание, определяющее все функции психики,
кроме чувства: "Я вдыхаю и осознаю мою психику. Я выдыхаю и
осознаю мою психику". Психика (читта) - это физиологический
феномен, включающий в себя восприятие, обдумывание, рассуждение,
различение, представление, а также всю деятельность подсознания.
Как только возникает психологический феномен, нам следует
определить его осознавание параллельно с дыханием. Мы продолжаем
наблюдать его, чтобы высветить его и увидеть его в связи со всей
нашей психикой.
Первые четыре метода дыхания помогают нам быть едиными с нашим
дыханием и остановить все мышление, различающие идеи и образы.
Девятый метод помогает нам определить психические феномены, такие,
как мысли или образы по мере их возникновения. Термин "читта"
включает в себя все психологические феномены, такие, как чувства,
восприятия, мысли, рассуждения и т.д. параллельно с их объектами.
Он не применяется к единичному психологическому субъекту, всегда
постоянному и самотождественному по своей природе. Психика - это
река психологических феноменов, которые постоянно меняются -
возникают и исчезают. В этой реке возникновение, существование и
исчезновение одних феноменов всегда связано с возникновением,
существованием и исчезновением других феноменов. Знать, как
определить психические феномены, как они возникают и развиваются,
очень важно в медитативной практике. Деятельность нашей психики
часто нестабильна, возбудима и подобна потоку воды, омывающей
камни. В традиционной буддийской литературе психика часто
сравнивается с обезьяной, прыгающей с ветки на ветку, или со
скачущей лошадью. И как только наша психика станет способной
определить, что с ней происходит, и мы сможем ясно ее увидеть и
привести к покою, мы почувствуем мир и радость в глубокой тишине.
Десятый метод дыхания успокаивает психику: "Я вдыхаю и привожу мою
психику к счастью и миру. Я выдыхаю и привожу мою психику к
счастью и миру". Сравните его с четвертым и восьмым методами.
Четвертый успокаивает тело, восьмой успокаивает чувства. Эти три
метода могут дать нам состояние сферы великого блаженства,
радости, мира и расслабления при медитативной концентрации. И это
состояние дает нам энергию для концентрации, но на этом не следует
останавливаться. Мы можем продолжать наблюдать и "высвечивать",
войти в пробужденное понимание. Только пробужденное
понимание может привести нас к полному освобождению.
Одиннадцатый метод помогает сосредоточить сознание на единичном
объекте. Только тогда, когда мы сможем это делать постоянно, мы
сможем всесторонне обозреть его. Этот объект может быть
физиологическим феноменом, таким, как дыхание, или психологическим
феноменом, таким, как восприятие или чувствование, или физическим
феноменом, таким, как лист или камень. Все эти феномены
определяются как "объекты психики", и они не существуют отдельно
от психики.
Объект сосредоточенной психики выделяется светом психического
созерцания как певец светом прожектора на сцене.
Объект может двигаться во времени и пространстве, поскольку он жив
настолько, насколько живо сознание, наблюдающее его. В состоянии
концентрации объект и субъект становятся одним. Дыхание - это тоже
объект сосредоточенного ума. Когда все ваше внимание сосредоточено
на дыхании, тогда сознание и дыхание сливаются. Это концентрация.
Концентрация - это вектор сознания, направленный на простой
объект. После практики дыхания мы можем практиковать медитацию с
другими психологическими, физиологическими, физическими
феноменами. Только если достигнута концентрация, может проводиться
работа по наблюдению.
Двенадцатый метод призван развязать все блоки и узлы ума: "Я
вдыхаю и освобождаю свою психику. Я выдыхаю и освобождаю свою
психику". Наша психика может быть связана и отягощена печалями и
памятью прошлого, или повергнута в беспокойство, или озабочена
будущими событиями, или захвачена чувствами раздражения, страха
или сомнения в настоящем, или затуманена, смущена неадекватным
восприятием. Только посредством сосредоточенности сознания мы
можем обрести способность к наблюдению и "высвечиванию" и можем
стать свободными от препятствий. Это то же самое, как если бы мы
пытались развязать узлы на веревке. Для этого мы должны быть
спокойны и нам нужно время. Наблюдая свою психику во всех
тонкостях в покое и ощущении самодостаточности, мы можем
освободить ее от всех затруднений.
Волна может быть высокой и низкой,
может возникать и исчезать, но сущность волны - вода - не высокая,
не низкая, не возникает, не исчезает.
Все признаки - высокая, низкая, возникающая, исчезающая - не могут
коснуться сущности воды. Мы плачем или смеемся в соответствии с
признаками, поскольку мы все еще не видим сущности существования.
Сущность (свабхава) - это сама природа всего, что есть, и наша
реальность. Преходящность - это также Пустотность. Реальность
существующего - это беспризначность. Это реальность, которая не
может быть схвачена концептуально и словесно. И поскольку она не
может быть схвачена, она зовется Пустотой. Пустота не означает
несуществование как противоположность существованию. Она означает
беспризначность, свободу от любых понятий - смерти, рождения,
существования, несуществования, возникновения, исчезновения,
чистого (нечистого). В Сутре Сердца Праджняпарамиты говорится:
"Все дхармы отмечены пустотностью, они не создаются, не
разрушаются, они не загрязнены, не чисты, не возникают и не
исчезают". Преходящность означает Бесцельность (апранихита).
Наличие всего того, что существует, не означает достижения некой
окончательной цели. Мы не можем ни добавить что-либо к истинной
природе того, что существует, ни отнять что-либо из этого. Оно не
имеет ни возникновения, ни исчезновения. Нам не надо искать
реализации за пределами существующего. В самой сути каждой дхармы
пробужденная природа уже существует.
Четырнадцатый дыхательный метод наблюдения "высвечивает"
"затухающую" природу всех дхарм: "Я вдыхаю и наблюдаю угасание
всех дхарм. Я выдыхаю и наблюдаю затухание всех дхарм". Все вещи
лишены постоянства и поэтому находятся в процессе исчезновения.
Роза, облако, человеческое тело, древнее дерево - все находится на
пути исчезновения. Оценивая все дхармы одного момента на
физическом плане; можно видеть, что все они проходят через стадии
рождения, изменения и исчезновения. Начинающий должен ясно
наблюдать преходящность и исчезновение всех вещей, включая Пять
групп, которые формируют наше "я".
Девять Созерцаний - суть практика наблюдения за степенями
разложения трупа с момента, когда он стал раздуваться, до момента,
когда он превращается в прах.
Труп, который является объектом, может быть любым трупом на
кладбище, включая тело самого практикующего.
В Кхоа Хы Лук (Уроки Пустотности) король Чан Тхай Тонг созерцает
следующее:
Прежде цветущие щеки и розовые губы -
Сегодня холодный прах и белые кости,
Положение, слава хотя непревзойденны,
Они всего-навсего часть долгого сна.
Как бы богаты и благородны вы не были,
От этого вы не стали менее преходящим.
Зависть, гордость и цепляние за "я", но "я" всегда пусто.
Большие усилия, способность и успех,
Но в них нет конечной истины,
Поскольку четыре элемента разделяются,
Почему мы различаем старость от юности?
Трещины разрушают даже горы,
Герой умирает еще скорее.
Прежде черные волосы на голове
Быстро становятся седыми.
Наш доброжелатель только что отошел,
Плакальщик прибыл на нашу смерть,
Только скелет из высохших костей,
Сколько усилий человек потратил, чтобы обрести это.
Эти лоскуты кожи, содержавшие кровь,
Сильно страдали в жажде любви.
Это способ видения нашего тела и в то же самое время способ
видения нашей психики. Наша психика, которая тонка и быстра
сегодня, может стать заторможенной и постаревшей завтра. Реки,
горы, дома, богатство, здоровье - все должно таким же образом
стать объектом медитации,
Возможно, вы улыбнетесь и скажете, что такой способ медитации
может привести к пессимистическому состоянию ума, крушению нашей
любви к жизни и нашей радости жить. И это так и не так. Лекарство
может быть горьким, но оно излечивает нашу болезнь.
Действительность может быть жестокой, но видение вещей как они
есть может исцелить нас. Реальность - это основа эффективного
освобождения. Жизнь проходит так быстро, и нет никакой возможности
остановить ее. Соки радости текут через все живое от минерального
мира к растительному миру и к миру живых существ. И только потому,
что мы заточили себя в темницу представлений о маленьком "я", мы
действительно сотворили состояние тьмы, узости, беспокойства и
горя. В соответствии с нашим ограниченным видением, предполагающим
веру в истинно существующее "я", жизнь - это только мое тело, мой
дом, моя жена, мои дети и мое богатство. Но если мы можем выйти за
пределы тех ограничений, которые вы сотворили вокруг себя, вы
увидите, что наша жизнь существует во всем и что угасание феномена
не может коснуться этой жизни, так же как возникновение и
исчезновение волн не может влиять на существование воды. Созерцая
таким образом для ясного видения всеобщего исчезновения, мы можем
улыбаться перед лицом рождения и смерти и достигнуть большого мира
и радости в этой жизни/40/.
Пятнадцатый метод помогает нам освободить себя от уз
индивидуальности, и таким образом мы станем частью космоса: "Я
вдыхаю и созерцаю освобождение. Я выдыхаю и созерцаю
освобождение". Освобождение здесь есть свобода от понятий жизни и
смерти, обладания и потери, возникновения и исчезновения - всех
понятий, образованных желанием и привязанностью, страхом и
беспокойством, ненавистью и гневом.
Освобождение здесь означает свободу (нирвану), отсутствие любых
ограничений.
Шестнадцатый метод, так же как и пятнадцатый, способствует ясному
наблюдению для отбрасывания всех желаний и привязанностей, страхов
и беспокойств, ненависти и гнева. Видение этого - драгоценность в
нашей руке; мы оставляем любое намерение, обусловленное жаждой или
жадностью, как тот, кто отрешен. Видя это, мы становимся львами,
не нуждающимися больше в заботе матери лани. Видя это, мы
отбрасываем привычные опасения свечи быть задутой ветром, ибо мы -
солнце.
Видя, что жизнь не имеет границ, мы отбрасываем все, мы
отбрасываем все тюремные ограды. Мы видим самих себя повсюду и
видим нашу жизнь повсюду. Вот почему мы готовы помочь любому
живому существу, всем их видам, принимая обет бодхисаттвы, того,
кто достиг великого пробуждения.
И это отбрасывание не означает попытки избавиться от чего-то для
того, чтобы получить взамен нечто другое. Это означает
отбрасывание любого сравнения и видение того, что нет ничего, что
должно быть удалено, и ничего, что должно быть добавлено, и что
грани между нами и другими в действительности не существует.
Практикующий не отбрасывает человеческое состояние, чтобы стать
Буддой. Мужчины и женщины ищут Будду в собственном человеческом
состоянии, ничего не отбрасывая и ничего не ища. Это означает
"апранихита" - безустановочность, что также можно перевести как
"отсутствие желаний".
Это то же самое, что и идея Отсутствия Поиска, которая развита в
буддизме Махаяны. Оставление, чтобы стать всем, стать полностью
свободным. Многие уже сделали это, и каждый из вас также может
сделать это, если, конечно, у вас есть к этому намерение.
Подводя итог, можно сказать, что порядок шестнадцати дыхательных
методов - это порядок Четырех Основ Осознанности: тела, чувств,
ума и объектов психики. Вдумчивый практикующий знает, как
регулировать и совершенствовать свое дыхание, тело и ум для того,
чтобы увеличить энергию концентрации до того как начать практику
наблюдения. Практика медитации благотворна для тела и ума, кроме
того, она способствует расширению нашего видения. Распространенное
видение делает возможным выход за пределы привязанности к
обладанию или отвращению в жизни. Этот выход сделает нас
радостными, спокойными, стабильными и сострадательными.
Для успеха в практиках, представленных здесь, читателю
предлагается прочитать Сатипаттана Сутту для сочетания практики
учений Будды и Сатипаттана с практикой учения Анапанасати Сутты.
ПРИМЕЧАНИЯ
мы переводим термин "Сати" различно в словах
"анапанасати" и "сатипаттана". В последнем мы используем "полное
осознание" и далее "осознавание". Так, сатипаттана известна теперь
как "четыре основания осознавания".
Семь факторов Пробуждения (боджджханга): 1) полное внимание;
2) исследование дхарм; 3) энергия; 4) восторг, превышающий этот
мир (см. примеч. 26); 5) легкость и наполненность миром; б)
сосредоточенность; 7) равностность.
Любящая доброта, Сострадание, Радость и Равностность
(брахмавихара) - четыре прекрасных драгоценных состояния сознания,
ничем не ограниченные, часто называемые Четыре Безграничные
Медитации. Любящая доброта приносит радость, Сострадание удаляет
страдание. Радость - это счастье и радость в радости других.
Равностность - это состояние без рассуждений о приобретении и
потере, без хватания, цепляния за веру как за истину, без гнева и
горестей.
Радость и счастье - слово "пити" обычно переводится как
"радость", и слово "сукха" обычно переводится как "счастье".
Следующий пример обычно используется, чтобы сравнить "пити" и
"сукха". Некто путешествующий в пустыне и видящий источник
холодной воды испытывает "пити" (радость) и, утоляя жажду,
испытывает "сукха" (счастье).
Освобождение означает искоренение всех несчастий и горестей
посредством изменения их.
/25/ Оставление всего означает отбрасывание всего того, что мы
считаем иллюзорным или пустым по своей сути.
/26/ "Не этого мира" или "Восторг превыше обыденного мира" -
перевод слова "нирамиса". Это великая радость, которая не может
быть найдена в сфере чувственных желаний.
/27/ Различение и Сравнение: то есть различение субъекта от
объекта, сравнение того, что дорого для нас, с тем, что мы не
любим, то, что приобретено, с тем, что потеряно.
/28/ Равностность (пали: Упеккха, санскр.: Упекша) - иногда
переводится как "безразличие". Обозначает отказ от различения и
сравнения субъекта/объекта, нравится/не нравится,
приобретение/потеря, является основным.