Кто и какими очами смотрит на мир явлений"...кто видит образы-проявления? Человек, но благодаря божественному нетварному Свету. При этом Ибн Араби приводит суфийское стихотворение: «Когда мой Возлюбленный (Аллах) является мне, какими очами я смотрю на Него? Его очами, не моими: ведь лишь Он один способен Себя увидеть»
А.А.Кузнецов. Исламский имажинэр в трактовке Анри Корбена и Мухиддина ибн аль-Араби.
ОтсюдаУпомянутое [существо] было названо человеком и преемником (халифа). Его человечность заключается в универсальности его устроения, в том, что он охватывает все истинности.
Он для Истинного — то же, что зрачок для глаза: зрачок осуществляет созерцание (назар), выражаемое как (му‘аббар ‘ан‑ху) зрение (басар). Вот он и был назван человеком, ибо им
Истинный созерцает Своих тварей и потому милостив к ним... Это — человек возникший-безначальный... Благодаря его существованию мир обрел полноту, а потому он для мира то же, что гемма (
фасс) для перстня.
Ибан Араби. Геммы мудрости.
Источник* * *
Суфийский метод - невовлеченное, но исполненное милости созерцание мира.
Это больше, чем просто психологическое упражнение: здесь Истинный (
хакк) созерцает тварный мир - собственное отражение - через взгляд совершенного, то есть постигшего истину, человека. "Его очами, не моими: ведь лишь Он один способен Себя увидеть".