Примерно в 902 г. ал-Халладж совершает свое последнее паломничество в Мекку, где прилюдно молит бога, "чтобы он вверг его в состояние полной ничтожности и сделал его презираемым и отвергнутым изгоем"*.
После возвращения из хаджа ал-Халладж и произносит свое знаменитое "ан ал-Хакк" в разговоре с аш-Шибли в мечети халифа в Багдаде. Вскоре после этого "ученый-захирит Мухаммад б.Давуд решительным образом осудил высказывания ал-Халладжа... и потребовал его казни. Однако его юридическое постановление оспорил шафиитский факих Ибн Сурайдж, который придерживался мнения, что случаи, связанные с мистическими переживаниями и экстатическими высказываниями, лежат за пределами компетенции религиозных судов".
К сожалению Кныш не указывает год, в котором это случилось, но несомненно это произошло между 902-ым и 908-м гг., поскольку в 908-м году ал-Халладж был вынужден бежать в г.Сус, спасаясь от преследований вазира Ибн ал-Фурата, который "считал ал-Халладжа своим личным врагом". И только по прошествии 3-х лет ал-Халладж был арестован и доставлен обратно в Багдад. Его обвинили "в притязаниях на Божественность", в проповеди учения о "воплощении", и поместили в одну из багдадских тюрем.
Однако в 913-м году ал-Халладжа освобождают из тюрьмы, заменив ее на заключение в халифском дворце, предварительно подвергнув 4-х дневному наказанию у позорного столба. В 915-м году ал-Халладж излечивает халифа от лихорадки, а в 917-м году исцеляет любимого попугая наследника престола. В этот период ал-Халладж пишет "свою самую важную работу: Китаб ат-тавасин".
Казнь ал-Халладжа состоялась 27 марта 922-ого года.
Таким образом, между "ан ал-Хакк" и казнью прошло, по меньшей мере, 14 лет, тогда как Ибн Ата, который, отказавшись свидетельствовать против ал-Халладжа, дерзко заявил на суде, "что вазир не имеет права выдвигать обвинения против "друга Божьего", был тут же отдан на расправу слугам халифа и забит насмерть собственными сандалиями.
Так что, думайте сами, что послужило причиной казни - высказывание 14-летней давности или что-либо более актуальное на тот момент...
--------------------------------------
* - здесь и далее цитируется по А.Д.Кныш "Мусульманский мистицизм", стр.84-87.