Живой инструмент ткача. Н. А. Шогенцукова.
«То, что Творец связан нитью с каждым своим творением, можно рассматривать, с одной стороны, как позитив, а с другой – как негатив. Быть связанным – быть несвободным. И возникает образ марионетки, которую дергают за ниточки. Жалкая участь. Несвободен человек не только в позиции отношений человек – Творец, не менее он несвободен в отношениях с самим собой. Человек навсегда привязан к своему прошлому. Не зря существует понятие кармы, которая определяет настоящее. Кроме того, в своем бессознательном человек не может быть свободным. Он способен лишь наблюдать за тем, что показывает бессознательное, но не вмешиваться в процесс. Но вот, что говорит Платон: «Мы не просто куклы богов, которыми они только играют. Есть разные веревки, и тебе дана свобода выбрать из них ту, что хочешь – веревку добродетели или порока. Среди этих веревок есть одна, за которую человек должен ухватиться и никогда не отпускать, а тянуть в противоположность всем остальным, и это – священная и золотая веревка разума». Эта мысль созвучна высказанной Псевдо-Дионисием Ареопагистом, который также утверждал, что с неба опущена яркая веревка, если начать тянуть ее, то покажется, будто мы ее притягиваем к земле, на самом деле – она нас возносит». В этом фрагменте научной работы доктора филологических наук Нины Шогенцуковой «Архетип нити», пожалуй, наиболее ярко отражена высота ее духовных запросов, которые касаются той сферы, где по непреложным законам мироздания плетутся человеческие судьбы. Нет такой, явившейся в этот мир живой души, которую бы не волновали эти вопросы, ведь если знать ответы, то человек обретает способность управлять событиями, избегая бед и несчастий. Тогда не жизнь будет тащить за собой, а она сама пойдет по заданному руслу, не будет обид и разочарований. Их место займет понимание, которое всегда нейтрально, абсолютно свободно от осуждений, споров и разночтений, так как именно оно и является светом разума, который Платон назвал свисающей с небес золотой веревкой. Сегодня у Нины Шогенцуковой юбилей. Давая оценку ее личности, легенда российской журналистики, известный ученый филолог, дважды лауреат Ломоносовской премии, обладатель золотой медали Юнеско имени Махатмы Ганди, доктор филологических наук, литературовед с мировым именем и бывший ее преподаватель Ясен Засурский в одном из последних интервью говорил, что круг интересов любого ученого проистекает из его внутреннего содержания. И в этом контексте чем шире и чище душа, тем выше дух, который достигает тех высот, где обитает единая и всеобщая душа человечества. «Она написала прекрасный труд, заслуживший ученую степень, исследовав работы Томаса Вульфа. Шогенцукова – образец честного, порядочного человека, собравшего в себе лучшие качества кавказцев, сдержанно проявляя свою позицию, которая всегда предельно взвешена. Этот ученый обладает высокой культурой и добропорядочностью, а главное – умением думать, делать широкие обобщения, позволяющие видеть закономерности, синтезируя частное. Кавказ в ее лице – это разум, который никогда и ничем не бравирует, это сдержанная и очень глубокая любовь к традициям, родной земле, которую я успел увидеть, когда был на ее родине. Она очень ее любит, и в этом отношении ее сила и особая красота. В юбилей Нины президент факультета журналистики Ясен Засурский пожелал ей интересных встреч и таких же книг. Об этой особенности ее личности, когда взрослый и солидный ученый вдруг уступает место подростку, который, анализируя комичный отрывок из учебного материала, может от души рассмеяться, ничуть не стесняясь своих студентов и становясь с ними на один уровень, отмечали все, у кого Шогенцукова преподавала. Время буквально пролетело, когда она перевоплощалась в ровесницу, которая просто больше знает и очень хочет приобщить к тому, что ей известно, всех остальных. Лучшими студентами для нее были не те, кому нравилась она сама, а все, кто обожал ее предмет. Двадцать девять лет она преподавала в КБГУ зарубежную литературу, многие ее ученики удостоены ученых степеней. В их числе доктор филологических наук, профессор Н. Смирнова, кандидаты Л. Агрба, Л. Байрамкулова. Л. Шарданова и другие. И среди них нет ни одного, кто бы сидел на ее лекциях, зевая от скуки. Ее увлеченность, неизменный интерес к теме занятий заражали аудиторию и, что еще более существенно, создавали условия, при которых рождаются творческие идеи. Один семинар отличался от следующего, и в каждом всегда был новый подход к раскрытию литературных персонажей. В многочисленных отзывах коллег, которые отдавали должное высоте интеллекта Нины Шогенцуковой, сквозила главная мысль – все, что она знает и чему учит свое окружение, что утверждает и в чем убеждена, существует не параллельно, а является неотъемлемой ее частью, пересекаясь со всем, что она делает, и тем, как себя ведет. Все, кому довелось с ней общаться (а это и случайные знакомые, члены каких-либо клубов, обществ молодых литераторов или инвалидов) утверждают, что ни одно ее слово не бывает пустым, незначительным легковесным. Как будто она знает то, что известно существу, которое в архетипах названо Ткачом, издающим истину, своим светом рассеивающую туман неясности, тьму незнания и погрешность заблуждений. Общение с ней, говорят они, всегда обогащает, и то, чем она владеет, – сокровища истинных знаний. Нина Шогенцукова проработала в должности профессора на кафедре зарубежной литературы КБГУ с 1979 по 2008 год. Диапазон ее научных интересов широк и разнообразен: от проблем нартского эпоса до особенностей развития современной мировой литературы, от исследования поэтики до синергетики. Она автор двух монографий и более 80 научных статей. Ее монографию «Опыт онтологической поэтики» специалисты считают первопроходческой. Значительным вкладом в российское литературоведение является и ее монография «Лабиринты текста». Она исследует жанр фантастики, утопии и антиутопии в американской литературе, а также творчество поэтов и писателей Кабардино-Балкарии. Аналитические статьи «Антиутопическое начало в позднем творчестве Марка Твена», «Утопический роман США 19 века», опубликованные в фундаментальных изданиях, принесли ученому Шогенцуковой большую известность. Ее исследования «Мифологическое начало в литературе» и «Мировая культура и мировая литература: вчера и сегодня» были удостоены грантов Фонда Сороса. Она принимала участие в многочисленных международных форумах и конференциях, ее оригинальные, яркие выступления, которые всегда отличали ясность, глубина мысли, искренность были и остаются образцом проявления творческой натуры, вневременной интеллигентности. В 2008 году она оставила преподавательскую деятельность в КБГУ. Накануне своего юбилея Н. Шогенцукова признавалась, что сейчас ее волнует и увлекает только музыка. Слово, по ее теперешней оценке, уступает музыке по силе проникновения, а в том, что говорится, достаточно много лишнего, лишенного смысла. И это возможный итог для ученого, который долгие годы находил все свои радости только в труде, теперь же настала пора наслаждаться неспешным течением по реке времени, каждым прожитым днем, лучами солнца, отношениями с близкими. Второй план бытия переместился на первый, хотя вполне возможно, что это не навсегда. Ведь жизнь не зря течет во времени, которое потому так и называется, что все может измениться. Мы же желаем Нине Шогенцуковой, чтобы любые последствия всех принятых решений всегда были ей только в радость.
(З. Мальбахова)