Эпиграф:
Кроха сын к отцу пришел,
И спросила кроха,
Что такое хорошо?
И что такое плохо?
Ребенок с с первых дней воспитывается в системе координат хорошо-плохо, успех-провал, награда-наказание. Успех воспитания во многом определяется способностью и привычкой двигательного центра копировать движения, а следовательно и мимику, жесты, движения, слова, поведенческие реакции окружающих людей.
Далее скопированные движения закрепляются эмоциональной реакцией взрослых типа: хорошо - плохо, поощрение - наказание. Большая часть установок практически невидима для самого человека, и следовательно, они даже не подвергаются сомнению в их правильности и/или необходимости. Это само по себе почти бесконечная тема.
В данном контексте ассертивность - всего лишь набор отношений, позволяющих поставить закрепленные установки под сомнение и помочь освободиться от их влияния.
Сами по себе закрепленные установки нейтральны - их вредность или полезность определяется только по отношению к цели человека и тем, насколько свободен от них сам человек. Как пример - можно улыбаться людям механически, потому что так требует внедренная установка. Можно улыбаться людям, потому что так выражается внутреннее состояние радости и любви к людям. Хотя внешне эти улыбки могут быть почти одинаковы, то поскольку у них разные причины, следовательно и действовать на других они будут по разному.
С точки зрения работы над собой, целью может быть не изменение внешнего выражения закрепленных установок, так как многие из них полезны, и даже необходимы для нормальной жизни в социуме, но освобождения себя от того чтобы эти установки были невидимы, закреплены, и жестко управляли поведением человека. То есть необходимо иметь осознание этих установок и свободу выбора следовать им или нет. Так сказать делать правильные вещи по правильным причинам.
Имеются различные уровни действия таких установок, и можно спросить себя: нужно ли быть хорошим или плохим? и кто я: человек? сознание? тело? или дух в теле?