Базовое - разделение внимания:
...цитата из 7-й главы ВПЧ.
"Поняв эту особенность, я смог прийти к некоторому, возможно, очень неполному определению "вспоминания себя", которое, тем не менее, в практическом отношении оказалось очень полезным.
Я говорю о разделенном внимании, характерной черте вспоминания себя. Оно представилось мне следующим образом.
Когда я что-то наблюдаю, мое внимание направлено на. наблюдаемый объект, и его можно изобразить стрелкой:
Я -----> наблюдаемое явление
А когда я стараюсь одновременно вспоминать себя, мое внимание
направлено и на объект, и на самого себя. Появляется вторая стрелка:
Я <-----> наблюдаемое явление
Определив этот факт, я понял, что проблема состоит в том, чтобы
направить внимание на себя, не ослабляя и не суживая внимание, которое при этом направлено и на другой объект.
Расширенное определение СВ включает также условия, необходимые для или помогающие СВ (или результаты?).
Среди них:
"Самовоспоминание означает контроль мыслей..."
ПДУ. ЧП. гл.14
* * *
СВ, согласно Успенскому, подразумевает также особую форму мышления - то есть трансформацию, изменение существующего содержания сознания. Это не пассивное наблюдение - по крайней мере, не только пассивное наблюдение:
"Самовоспоминание означает форму мышления или интеллектуальной работы, которая соответствует пробуждению, и, таким образом, вводит момент пробуждения".
ПДУ.ЧП.Гл.5
Контроль мыслей:
В. Является ли
самовоспоминание и остановка мыслей одной и той же вещью?
О. Не совсем так; они являются двумя различными методами. Сначала вы вносите некоторую определенную мысль — осознание того, что не помните себя. Вы должны всегда начинать с этого. А остановка мысли является просто созданием правильной атмосферы, правильного окружения для
самовоспоминания. Поэтому это не одно и то же, но оба метода дают одни и те же результаты.
ПДУ.ЧП.гл5
Сильная специальная (положительная) эмоция - требование для СВ. Оно несовместимо с отрицательными эмоциями.
* * *
Внешнее учитывание является формой СВ по отношению к другим людям:
Внешнее
учитывание является формой самовоспоминания <...>
Внешнее учитывание требует некоторой доли самовоспоминания; она означает принятие в расчет слабости других людей, постановки себя на их место. В жизни это часто описывается словом “такт”, но такт может быть воспитанным или случайным. Внешнее учитывание означает контроль. Если мы научимся применять его сознательно, это даст нам возможность контроля. (ПДУ.ЧП. гл.5)