Сомнительное заявление ГИГа, популистское. Гурджиев ни в грош не ставил западную науку. Скорее манифестом его деятельности следует считать "Вестник грядущего добра", где он зачем-то рассказывает о своих истинных целях "работы". Гурджиев был гипотизером-исследователем, в первую очередь. всё остальное - во вторую, он это сам указывает. Как известно, книгу потом изымали и уничтожали.
Ликвидировав все свои дела и мобилизовав материальные и другие возможности, я начал собирать всякого рода письменную литературу и устную информацию, сохранившуюся среди некоторых азиатских народов, о той области науки, которая была высоко развита в древнее время и именовалась «Мехкенесс», название, означающее «снятие ответственности», из которой современная цивилизация знает лишь незначительную часть под именем «гипнотизм», в то время как вся литература существовавшая по этому вопросу, была уже знакома мне, как пять пальцев.
[/size]Собрав всё, что мог, я отправился в дервишский монастырь, расположенный в центральной Азии, где уже останавливался раньше, и, обосновавшись там, полностью посвятил себя изучению материала, находившегося в моём распоряжении.
[/size]Спустя два года тщательного теоретического изучения этой области науки, когда возникла необходимость практически проверить некоторые детали, ещё недостаточно выясненные мною в теории, механизма функционирования подсознательной сферы человека, я объявил себя «лекарем» всякого рода пороков и стал применять результаты своих теоретических исследований к людям, оказывая им, в то же время, реальную помощь.
[/size]Это оставалось моим исключительным занятием и проявлением в течение четырёх или пяти лет в соответствии с серьёзной клятвой, возложенной на меня моей задачей, которая сводилась к оказанию добросовестной помощи страждущим и использованию своего знания и практической силы только для исследований и никогда для личных или эгоистических целей; я не только пришел к беспрецедентным практическим результатам, не имеющим себе равных в наши дни, но и выяснил почти всё, мне необходимое.
[/size]В короткое врёмя я открыл многие детали, которые могли способствовать решению всё того же главного вопроса, равно как и многих второстепенных фактов, о существовании которых я и не подозревал.
[/size]Вместе с тем, я убедился, что ещё большее число деталей, необходимых для окончательного решения этого вопроса, надо искать не в сфере подсознательного процесса мышления, но и в различных аспектах проявлений бодрствующего сознания.
[/size]После окончательного установления этого в моём уме снова начали «копошиться» мысли, как многие годы назад, иногда автоматически, иногда управляемые сознанием, мысли о средствах приспособления себя к условиям обычной жизни с целью окончательного и безошибочного выяснения вопроса, который явно стал прочной и неотделимой частью моего Бытия.
[/size]На этот раз мои размышления, которые периодически возобновлялись в течение двух лет моих странствий по Азии, Европе и Африке, закончились решением применить моё исключительное для современного человека знание так называемых «сверхъестественных наук», равно как и искусство исполнения различных «трюков» в этих псевдонаучных областях, и объявить себя «профессором-инструктором».
[/size]Во время всех этих «манипуляций» в царстве потустороннего, которые я выполнял в присутствии большого числа членов одной из многочисленных, широко распространённых тогда, как и в наши дни, «мастерских-для-совершенствования-психопатии», название, которым я теперь открыто их называю, я начал наблюдать и изучать различные проявления психики этих обученных и свободно двигавшихся «подопытных кроликов», посланных мне Судьбой для моих экспериментов. Хотя к началу третьего года этой деятельности я приобрёл солидный авторитет среди членов трёх таких независимых «мастерских», благодаря которым я получил много материала для своих наблюдений, и, несмотря на то, что я мог иметь их столько, сколько хотел, мне пришлось отказаться от них и предпринять организацию своего собственного «круга» на совершенно новых принципах и со специально подобранным персоналом.
[/size]Я решил сделать это, главным образом, потому что, встречаясь тогда с людьми, составлявшими такие круги, я установил, что в таких сообществах собираются люди трёх-четырёх определённых «типов», тогда как мне необходимо было — чтобы наблюдать проявления психики человека в его бодрствующем состоянии — иметь в своём распоряжении представителей всех 28 существующих на Земле «категорий-типов», как они были установлены в древние времена.
[/size]Приняв этот план к исполнению, с огромным, почти сверхчеловеческим усилием и, конечно, с большими затратами, я организовал в нескольких городах три небольшие группы людей самых разных типов, каких я только мог собрать в течение трёх лет.
[/size]Осознав за время второго года существования этих групп, что при существующих условиях я не в состоянии иметь в своём распоряжении на достаточно долгий период представителей всех типов я, продолжая руководить этими группами, с одной стороны, наблюдал и изучал уже доступный материал, а с другой, удовлетворял настолько добросовестно, насколько возможно, тех, в психике кого глубоко укоренилась страсть к любознательности, и беспристрастно разрушал у тех, у кого ещё не атрофировалось свойственное всем людям предрасположение к приобретению реального «Бытия», все их прежние иллюзии и ошибочные идеалы, готовя таким путём, по крайней мере, возможных себе помощников. Затем я снова начал периодически размышлять, как найти возможность создать такие условия, которые позволили бы мне удовлетворить мою необычайную, случайно возникшую потребность. Эти периодические размышления заставили меня, наконец, основать Институт, который позднее существовал под названием Институт гармонического развития человека согласно системе Г. Гурджиева.
[/size]