Отрывок из работы П.Флоренского "Столп и утверждение истины".
Печается по: ООО издательство АСТ, Москва 2002 год.
Из мглистой бездны веков, из тумана истории сияют нам отцы святые, как живые, нетленные звезды, как Богозрительные очи церковные. Но не приспело еще время, и не могли даже эти светлые очи узреть Того, Которым будет обрадована и утешена вся Тварь. Не исполнилась тогда полнота сроков, как не исполнилась она и доныне. (выделено мной - Н.Ч.) Святые томились и ждали; так ветхо-заветные праведники ждали ведения Сына Божьего. Вся жизнь древности до-христианской, - религия, наука, искусство, общественность, даже личные настроения, - вся она всецело опиралась на откровение Отца, на переживание Отца, Творца всяческих, на сознательный или полузабытый Завет с Ним. Все миро- и жизне-понимание было развитием одной категории, - категории отцовства, рождения, родительства, - как бы ее не называть. И выявить неясные черты их знания так же невозможно, как невозможно заставить проявиться недостаточно экспонированную фотографическую пластинку; если более известного времени мы стали бы держать ее в проявителе, то все изображение лишь <завуалировалось> бы, подернулось серою, как бы, пеленою. Подобно этому <вуалируется> и мысль, желающая без святости воспринять Духа:
По мере приближения Конца Истории являются на маковках Святой Церкви новые, доселе почти невиданные, розовые лучи грядущего Дня Немеркнущего. Уже Симеон Новый Богослов говорит как-то иначе, в каких-то новых тонах, нежели древние подвижники: Св.Серафим Саровский и великие оптинцы - старцы Лев, Леонид и Макарий, особенно же Амвросий - собирают в себя, как в огненный фокус, святыню народную. Они - святые наполовину уже не монахи в узком смысле слова. Сквозь них, как сквозь дально-зрительные стекла виднеется Грядущий:
Но обрати теперь внимание: все наши жизнепонимание, вся наша наука, - говорю не о богословской науке, а о науке вообще, о духе научном, - вся целиком построена она на идее Логоса, на идее Бога-Слова, - да и не наука только, а вся жизнь, весь уклад нашей души (выделено мной - Н.Ч.). Мы все мыслим под категорией закона, мерою гармонии. Эта идея логичности, логизма, <словесности>, часто искажаемая почти до неузнаваемости, есть основной нерв всего живого, всего подлинного в нашей умственной и нравственной жизни и эстетической. Единый, вселенский, всеохватывающий всеобщий <Закон> Мира, ипостасное Имя Отчее: - вот религиозная предпосылка нашей науки, и вне ее, вне этой предпосылки, более или менее отвлеченно формулируемой, нет науки. <Единообразие законов природы> - это постулат, без которого вся наука есть пустая софистика:
Достояние науки - мировая закономерность, стройность и ладность мира, космос (в оригинале дано в греческом написании) твари. Этот закон вселенной, это Мировое число, эта гармония сфер, дарованная бытию тварному коренится всецело в Боге-Слове, в личной особенности Сына и в свойственных ему дарах.
Но все то, что опирается не на эту особенность, что связано с нарочитыми дарами Духа Святого, - оно не подлежит ведению нашей науки, - науки уединенно-взятого Логоса. Вдохновение, творчество, свобода, подвиг, красота, ценность плоти, религия, и многое другое только неясно чувствуется, изредка описывается, устанавливается в своей наличности, но стоит вне методов и средств научного исследования, ибо основная их предпосылка, конечно, есть предпосылка связности, предпосылка непрерывности (выделено мной - Н.Ч.), постепенности. Идея закономерности, в существующей форме, решительно неприменима ко всему таковому. Тут - прерывность, а прерывность выходит за пределы нашей науки, не вяжется с основными идеями современного миросозерцания и разрушает его. Может быть, и новейшие исследования и течения в области идеи прерывности намекают именно на ту же близость Конца.
Одностороннее ведение Первой Ипостаси создало религию и жизнь древности, ее <субстанциональное>, органическое миро-созерцание, при котором мыслят о непосредственном порождении метафизической причиной его феноменального следствия.
Одностороннее ведение Второй Ипостаси породило религию и жизнь нового времени, ее <закономерное>, логическое миро-созерцание, имеющее в виду упорядочение явлений их идеальною формою.
И, наконец, свободное устремление к красоте, любовь к Цели (выделено мной - Н.Ч.) - таковы отклонения от научности, типологически предрекающие жизнь бессмертную и святую, воскресшую плоть. Св.посты - начатки просветления тела; св.мощи, которые мы лобызаем, - проблески воскресения; св.таинства - источники обожения. Вот залоги и обручения будущего царствия. Но это царствие наступает, - лично, - и наступи, - общественно, - тогда только, когда познаётся и познается Утешитель (выделено мной - Н.Ч.), как Ипостась, и этим ведением постигается и постигается <Троическое Единство>, просветляющее душу:
<Святым Духом всяка душа живится
И чистотою возвышается. -
Светлеется Троическим Единством,
Священнотайне>.
Священная, седая таинственность древней науки; нравственная, важная строгость - новой; наконец, радостная, легкая окрыленность грядущей, <веселой науки>.