Адаб – правила поведения и обычаи, принятые среди суфиев.
* * *
О суфий!
Основа суфизма - соблюдение этикета (
адаб), и этикет суфизма заключается в собственном не-существовании. [[или просто - в не-существовании]]
Д-р Джавад Нурбахш.
* * *
Адаб – это правила поведения суфия по отношению к шейху и другим дервишам. На важность этих правил указывает д-р Джавад Нурбахш: «Как сказал кто-то из суфиев: «Весь суфизм – это
адаб» (Дж. Нурбахш. «Путь», М.2007, стр.221).
Адаб является методом, позволяющим воплотить суфийские идеалы в повседневность и способом тренировки дервишей.
Задача
адаба – помочь дервишу поддерживать концентрацию и помнить о целях Пути. Соблюдение правил служит тому, чтобы «смотреть в одном направлении и видеть все как Одно».
- Находясь в ханаке следует сосредотачиваться на поминании Бога и служении другим дервишам, а не на своих мирских делах и заботах. "Входя в ханаку, суфий говорит себе: “Я пришел пожертвовать собою ради Друга”. Он видит Друга в каждом из своих собратьев-дервишей, а в жертву здесь приносится наше эго". Не следует грубо обращаться или спорить с другим дервишами, настаивать на своем мнении.
Определенный стиль поведения, включающий в себя вежливость и попытку не вызывать без крайней необходимости отрицательные эмоции у людей вокруг ("внешнее учитывание" в ЧП) является одной из духовных практик, а также одной из целей духовного воспитания.
В суфизме практика такого рода называется адаб:
"Продвигаясь по Пути и соблюдая его правила и обычаи (адаб), ученик обретает свободу от психологических конфликтов. Он очищается от эгоистических качеств, и та энергия, которая ранее растрачивалась в мирских заботах, теперь используется для «полировки» сердца и ума". Источник
Еще одно значение слова адаб:
AДАБ, оформившееся в 9 в. направление в арабо-исламской культуре, означающее воспитание через литературу «похвального образа поведения», унаследованного от предков. Адиб – это литератор, взявший на себя обязанность заниматься совершенствованием наиболее деятельной части общества. Культура адаба означала выработку свода светских правил, которым должны следовать люди, находящиеся на государственной службе, приближенные к власти и желающие сделать успешную карьеру, т.е. судьи, учителя, чиновники и т.п. Это определяло форму и содержание «адабной» литературы: сочинения на моральные темы; собрания изысканных стихов, прозаических отрывков, шуток, анекдотов, которые помогают вести легкую, непринужденную беседу. В эпоху расцвета арабо-мусульманской культуры (9–11 вв.), названной ее исследователем А.Мецем «мусульманским ренессансом», и позднее, при дворах некоторых просвещенных халифов и правителей, вечерами проходили встречи ученых, мыслителей, поэтов. музыкантов, в которых участвовали и их покровители.
Источник