Наши дискуссии иллюстрируют известную мысль, что другого человека переубедить трудно или, чаще, невозможно. Ни факты, ни логика, ни ссылки на авторитеты обычно не срабатывают.
Чтобы чему-то научиться, нужно быть "как дети", которые не боятся учиться и не держатся за свои представления. И такого рода открытость - большая редкость.
* * *
Мысли по теме:
"Культисты пророчили наступающий мировой катаклизм и «вознесение к пришельцам». Когда катаклизма не произошло, и никто никуда не вознесся, он изучил ответы сторонников культа и рассмотрел это в своей книге, «Когда Пророчество не сбывается». Фестинджер заметил следующее: Человеку с убеждением трудно измениться. Скажите ему, что вы с ним не согласны, и он отвернется от вас. Покажите ему факты или цифры, и он спросит о ваших источниках. Обратитесь к логике, и он не сможет увидеть то, что вы хотите показать.
Мы все испытали тщетность попыток изменить строгое суждение, особенно если убежденный человек как-то вложился в свои верования. Мы знакомы с видом изобретательной обороны, с которой люди защищают свои суждения, умея поддерживать их невредимыми при самых разрушительных нападениях. Но изобретательность человека выходит за пределы просто защиты веры. Предположим, что человек верит во что-то всем своим сердцем; далее предположим, что он имеет обязательства в этой вере, что он предпринял безвозвратные действия из-за этого; наконец, предположите, что ему представляют свидетельство, определенное и бесспорное свидетельство, что его вера является ложной: что случится? Человек зачастую выходит из этого испытания не только не поколебленный, но и даже более убежденный в истине своих верований, чем когда-либо прежде. Действительно, он может даже выказать больший пыл при убеждении и обращении других людей в свои взгляды".Источник* * *
"...Что мы должны делать чтобы заменить неосознанное у нашего пациента осознанным?
Когда-то мы полагали, что это очень просто, нам нужно только угадать это неосознанное и подсказать его больному.
Но теперь мы знаем, что это было недальновидным заблуждением.
Наше знание о неосознанном неравноценно знанию о нем больного; если мы сообщим ему наше знание, то он будет обладать им не ВМЕСТО своего неосознаного, а НАРЯДУ с ним, а это очень мало что меняет".
З.Фрейд