Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя.
Фридрих Ницше. "По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего".
Борьба с
нафсом средство, а не цель. Но если средство затмевает цель, то начинаются слишком усердные поиски своих недостатков, порой мнимых. Самоуничижение и осуждение своей "низменной души" превращаются в своего рода спорт или средство заработать одобрение (хотя бы и одобрение со стороны внутреннего "губернатора"). И тогда человек начинает искусственно выращивать "внутренних змей"- просто потому что в данной среде на них существует спрос и есть надежда получить премию.
Борьба с
нафсом вряд ли может быть главной целью. Задача, скорее, в том, чтобы
успокоить нафс (в Коране говорится о "душе успокоившейся"), перейти из состояния "приказывающий нафс" в состояние "порицающий нафс" и, наконец, "успокоенный нафс".
Если ведется борьба ради борьбы, то
нафс, который в традиции часто сравнивают с драконом, вместо одной отрубленной головы выращивает две другие. Например, победив в себе какое-то качество, человек начинает по этому поводу чрезмерно гордиться. Поэтому о победе над нафсом можно говорить только условно.
(Перенос, кроме эпиграфа, из темы Эффект кобры)
Как говорят православные подвижники, одного беса прогонишь, а он вернется и еще семерых с собой приведет.