Если кратко, к моменту появления буддизма ведизм (предок современного индуизма) переживал упадок. Народ в нём был сильно разочарован, поскольку жречество пользовалось огромными привилегиями, а сама религия выродилась в голый ритуализм, а кастовая система окаменела. Кшатрии - цари, воины, к тому времени окрепли как класс, а брамины властью делиться не хотели и находились как бы над кшатриями. Будда в этом планепопал в струю. Однако за те века что прошли с момента появления буддизма до его упадка в Индии традиционная вера, индуизм, сильно видоизменилась. Появилась бхакта, тантра, появился Шанкара, который по своим идеям, оставаясь в рамках индуистской мифологии, весьма приблизился к буддизму. И наконец в Индию пришёл ислам, который к буддизму относился весьма нетерпимо. Везде, куда пришёл ислам, буддизм в итоге не выжил. И сложилась такая ситуация, что в народе буддизм был всё менее популярен, поскольку ислам и индуизм оказался ближе индийскому сердцу. Одновременно буддийские монастыри в Индии ещё очень долго процветали и именно из них монахи расходились в другие страны, неся там Дхарму.
Надо сказать, в Тибете буддизм учёл свои ошибки, сделанные в Индии, и весьма приблизил учение к чаяниям народа. С другой стороны, в Тибете ситуация была несколько иной: там не было настолько интегрированной в общество и организованной силы как брахманство. Кроме того, в полемике с брахманизмом буддизм в Индии, по моим ощущениям, непроизвольно свыкся с крайними философскими воззрениями, с этаким буддийским пуризмом. Вводить там пантеон божеств, например, было бы для буддистов странновато, после всех полемик с индуизмом.