...до тех пор, пока мы сохраняем способность находить рациональные причины, оправдывать собственное поведение, мы вполне можем одновременно жульничать и оставаться в согласии с собой. Получается, что чем выше наша способность находить рациональные причины своих поступков, тем более нечестными мы можем быть, продолжая считать себя хорошими. Правило действует и в обратную сторону — чем меньше мы способны к рационализации, тем честнее мы себя ведем.
<...>
Что может снизить нашу способность к рационализации? Что может заставить человека глубже анализировать свои действия, напомнить о моральных ценностях? Мы провели несколько экспериментов. И получили, на мой взгляд, достаточно оптимистичные результаты. В ходе одного из них мы отправились в UCLA и попросили 500 студентов вспомнить 10 библейских заповедей. Мы дали им возможность нас обмануть, подглядеть, списать, но никто не воспользовался этой возможностью. Более того, когда мы попросили тех, кто считает себя атеистами, поклясться на Библии, а потом вспомнить 10 заповедей, и также предоставили им возможность списать, они не стали этого делать. Мы предполагаем, что в голове человека срабатывают какие-то стоп-сигналы в тот момент, когда мы думаем о морали. И даже если мы думаем не о собственном моральном кодексе, мы как бы более тщательно себя контролируем.
<...>
Если человек все время обманывает и лукавит, возможно, ему необходима возможность начать все с чистого листа. Мы проводили разные эксперименты, среди католиков и некатоликов, давали людям возможность признаться в содеянном, попросить прощения — вне зависимости от того, во что они верят. И что произошло? Уровень жульничества упал. Метод «начать все с чистого листа» оказался удачным.
Отсюда