Тема постинга парадоксальная. Я предлагаю на обсуждение рабочую гипотезу.
Суфизма как цельного метафизического явления не существует. Под одним названием, как под одной кожей, скрывается, по крайней мере, два совершенного разных существа. Исторически так сложилось, что два эти существа очень тесно переплелись друг с другом, однако для адекватного понимания такого феномена как Суфизм, их необходимо хотя бы временно, хотя бы чуть-чуть разделить. Такое разделение можно сказать по живому, может для кого-то оказаться болезненным. Это необходимое предисловие.
Излагать буду кратко так как мне гораздо интересней услышать мнение Форума, а не страдать графоманством излагая свои концепции.
Итак Суфизм это мистическое сердце Ислама. Однако что такое Ислам? Религия возникшая из учения Пророка Мухаммеда (мир ему ) или традиция Ханифов, которая возникает вместе с появлением первочеловека Адама? На самом деле оба ответа будут истинными и обоснованными.
Итак существует два суфизма. Условно говоря суфизм-икс и суфизм-игрек
1)Суфизм-икс который согласно терминологии предложенной Гурджиевым можно назвать Школой 2 пути. Т.е пути <монаха>. Те, кто читал Гурджиева поймут, о чем я. Речь идет о религиозном пути. Этот путь очень строго конфессионально обусловлен Исламом и религиозным законом (шариатом). Философская база окончательно подведена учением <муджадида> Ас-Сарихинди (более известного как Имам Раббани) о <Единстве Свидетельствования> или <Вахдат-аль-Шухуд>, созданного в свое время в пику <Единству Бытия> Ибн-аль-Араби. Имам Раббани стал (по сообщению моего уважаемого оппонента Латифа) шейхом сразу восьми тарикатов, однако особенно глубоко было его воздействие на Хваджаган и Накшбанди. Я Латифу (как кстати и Вервольфу) доверяю он человек грамотный и неплохо подкован в <классике>. Попутно интересно было бы выяснить шейхом каких тарикатов он все таки был и есть ли сейчас ветви Накшбанди в сильсиля которых Раббани-Сархинди все таки не входит. Характерной чертой Суфизма религиозного является неприятие Шиитского мировоззрения (ахли-ши'а) как в имамитской (12 имамов) так и естественно в исмаилитской версии. Это естественно поскольку взгляды шиитских мыслителей зачастую идентичны взглядам сторонников Вахдат-аль-вуджуд ( Мир Дамад и Хайдар Амули например). Географически этот тип Суфизма связан с мусульманской Индией (интересно было бы проследить связь с культами Бхакти) а также частично с Магрибом, особенно с Алжиром и Египтом. Там нужно искать источники этих школ и учителей того особого типа, кто являя собой пример праведной жизни в согласии со всеми конфессиональными нормами образует костяк Икс-суфизма.
Сейчас современные суфии Дагестана и Средней Азии практически все (сколько я знаю) принадлежат к Икс-суфизму. Их точку зрения в Сети выражает небезызвестный
www.sufizm.ru.
2) Суфизм-игрек это школа условно говоря на языке Гурджиевской терминологии 4_го пути. Т.е пути где ставка делается в первую очередь на сознательную Работу согласно принципу <Время, Место, Человек>. Следствием этого простого принципа является в частности преодоление конфессиональных ограничений поскольку эта работа для всего Человечества. Философская сторона этого мировосприятия отражена в учении Шейх-аль-Акбар о <Единстве Бытия> или <Вахдат-аль-Вуджуд> а также в учении Шихаббодина Сухраварди <Аль-Ишрак>. Отношение к определенным вещам может служить в свою очередь некой лакмусовой бумажкой по котором можно более или менее очертить круг взглядов интересующих нас суфийских сообществ. Таким лакмусом является в частности отношение к Аль-Халладжу (да пребудет с нами его баракат) а также если копать более глубоко то и к <христианским> суфиям (Раймонд Луллий или Роджер Бэкон). Сегодня таким лакмусом является в частности отношение к работе Идриса Шаха и Омара Шаха. Для меня несомненно что деятельность Игрек-суфизма в определенный момент времени концентрировалась вокруг Бахауддина Накшбанда а, также вокруг Имама Джафар-ас-Сиддика на территории Ирака, Хоросана и Мавернахра. Некоторые источники особенно выделяют территорию Кафиристана в Гиндукуше как особенно актуальную для деятельности Y- суфизма в переод 16 -19 веков . Именно следствием того что некоторые школьные истины вышли за рамки халка <посвященных> Y- суфизма и попали на слух полуневежд явилось появление многочисленных околошиитских сект в которых определенные эзотерические идеи перемешаны с фантазиями основателей этих культов, примером могут послужить Аль-Хакк, иезиды, ассасины, друзы и т.д. и т.п.
Так или иначе об этих двух суфизмах не стоит уперто рассуждать в терминах <правильности> или <неправильности>, взаимного обвинения в имитации и <псевдосуфизме>. Есть ли в этой гипотезе какая - то практическая основа или же это плод моего буйного воображения это решать тем кто прочитал этот постинг до конца.
Махалла!