[Пытаюсь собрать в одном месте разбросанные по форуму тексты]Суфизм, дзен и искусство диалогаЭта тема возникла по аналогии с известными темами: "Дзен и воинские искусства", "Дзен и чайная церемония" и т.д.
Видимо, почти любая деятельность может быть использована для духовного совершенствования. С другой стороны, духовное совершенствование способствует обретению мастерства в профессиональной сфере, если судить, например, по самураям, которые шли учиться к дзенским наставникам, чтобы стать лучшими воинами.
Является ли живое общение, речь, диалог, переписка, просто взаимодействие людей исключением? Думаю, что нет. Правильным образом организованное, оно может быть школой мастерства, как и воинская тренировка, ткание ковров или странствие. С другой стороны, внутренние качества человека найдут отражение в том, как и что он говорит (пишет).
Я не делаю акцента на красноречии. Человек может быть не слишком речист, но если его слова искренни, прочувствованы и продуманы, они затрагивают душу.
* * *
Один аспект искусства диалога это техника - то есть логика, последовательность рассуждений, умение правильно найти обоснования для своей позиции и формулировать свои мысли.
Другой более сложен. Духовный диалог, который известен нам из притч, дзенских и суфийских историй, вырывает почву из-под ног, указывает на ничто. В серьезном поединке "побеждает" (то есть обнаруживает Истину) не тот, у кого лучше логика, а тот, кто знает ограниченность логики и способен выйти за ее пределы - то есть обнаружить ничто, пустоту.
Итог:
Существует распространенное и не лишенное оснований мнение, что большая часть разговоров это болтовня или умствование. Слова обычно противопоставляются делам. Тем не менее, словесное общение может быть и рабочей мастерской, где получают важные навыки и создают что-то практическое, и "полем битвы" - то есть слово может быть делом.
Можно провести параллель между диалогом и воинскими искусствами.
Но, как говорили древние, "перо могущественнее меча", к тому же навыки диалога чаще применяются в жизни. Словесное общение может быть средой, которая помогает изменить человека. Такая среда менее экзотична для нас, чем ткание ковров, кружения или восточные единоборства, но не менее, если не более, эффективна.
Мне представляется, что даже простое соблюдение "правил суфийского общения" может принести пользу как в интеллектуальном, так и в нравственно-духовном плане.
"Макбет и Раскольников не природные злодеи, не преступники от рождения. Преступниками делают их ложные головные построения, шаткие ошибочные умозаключения".
Б.Пастернак
(В кн. "Борис Пастернак об искусстве". М.1990. С.189.)
* * *
Если воспользоваться аналогией с воинскими искусствами, можно сказать, что жизнь - поле битвы, где шаткие умозаключения - гибельны.
(Перенос с незначительными изменениями
отсюда и
отсюда)
В нашем случае общение в форуме может быть аналогом получения ремесла. В жизни могут пригодиться те навыки, которые обретаются в результате такого общения.
Что может пригодиться? Новые знания, навыки ведения дискуссии, способность ясно излагать и последовательно отстаивать свою точку зрения, разбираться в сложных вопросах, отделять факты от воображения, избавляться от заблуждений, осваивать законы мышления, контролировать себя, логически мыслить и творчески сопоставлять элементы полученных знаний.
Мое твердое убеждение, что общение, в том числе и в интернете, может быть не только поверхностным разговором, ни к чему не обязывающим обменом мнениями или выяснением вопросов достоверности информации. Оно позволяет, при наличии доброй воли, воздействовать на бытие человека - помогает ему наблюдать себя, совершенствовать свои реакции, преодолевать ограничения "я". То есть может потенциально вести к реальному знанию.
Иногда изготовление ковров - это просто ремесло, а иногда - метод обучения. То же относится и к общению.
(
Отсюда)
Также по теме:
Дебаты как духовная практикаПочему "Стиль полемики важнее предмета полемики"? Вопрос Ричарда