Я думаю, да, ваш вариант лучше и глубже.
полировали её одним из известных им способов.
Существует путь, ведущий от цветастости к бесцветности.
Мне кажется, что на этом пути нужно принимать во внимание два аспекта:
- Царство Небесное силою берется, и, употребляющие усилие восхищают его (Mф. 11, 12)и
- Сиди спокойно на берегу реки, и мимо проплывет труп твоего врага. (Конфуций)но может ли, и в какой мере ученик рассчитывать на подобную помощь со стороны знающего:
БАЙАЗИД И ТЩЕСЛАВНЫЙ ЧЕЛОВЕК Однажды некий человек с упреком сказал Байазиду, великому мистику IX
столетия, что он постился, молился и занимался подобными вещами в течение
тридцати лет и все же не нашел в этом утешения, которое обещал Байазид.
Байазид ответил ему, что и за триста лет он ничего бы не достиг.
-- Почему? -- спросил ищущий просветления.
-- Потому что этому препятствует твое тщеславие, -- сказал мудрец.
-- Но как мне от него избавиться?
-- Есть одно средство, но оно тебе не подойдет.
-- И все же назови его.
Байазид сказал:
-- Ты должен пойти к цирюльнику и сбрить свою почтенную бороду, затем
снять одежду, опоясаться кушаком и одеть на шею торбу с грецкими орехами.
Когда ты все это сделаешь, ступай на базарную площадь и кричи во весь голос:
"Даю орехи тому сорванцу, который ударит меня по шее". Потом пройдись перед
зданием суда, чтобы старшины города увидели тебя в таком виде.
-- Но я не могу этого сделать, -- взмолился человек, -- прошу тебя,
расскажи мне о каком-нибудь другом средстве.
-- Это первый и единственно возможный шаг к цели, -- сказал Байазид. --
Но ведь я предупредил, что это средство тебе не понравится, поэтому ты
неизлечим.
Ведь в данном случае хотя человека и не способен еще последовать совету Байазида,
но, по крайней мере, он получает направление для работы. Гурджиев рекомендовал СН для определения главной "мешающей" черты. Оказывает ли учитель внешнюю помощь в этом,
хоть в некоторой форме более доступную для ученика, нежели "молись и все будет"? В последней формуле явно недостает какого-то важного ингредиента, иначе в мире не было бы такого огромного количества омертвевших религиозных форм.