Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: А. Эйнштейн  (Прочитано 10423 раз)

0 Пользователей и 5 Гостей просматривают эту тему.

NN

  • Особые ограничения
  • Ариф
  • *
  • Сообщений: 1589
  • Reputation Power: 11
  • NN has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: А. Эйнштейн
« Ответ #68 : 05 ЮЪвпСап 2013, 13:25:56 »
Как бы теперь вы ответили на вопрос, являлся ли А. Эйнштейн "скрытым суфием", или была ли его религиозность сродни суфийской?

Я бы сказал, что взглядам Эйнштейна присущ некоторый мистицизм в плане переживания Единства.
Это переживание, или опыт, носит архетипический характер и встречается, естественно, в мистических традициях. Но считать на основании этого Эйнштейна скрытым суфием вряд ли возможно.


Об архетипах:
Цитировать
В чистом виде архетип не входит в сознание, он всегда соединяется с какими-то представлениями опыта и в этой совокупности подвергается сознательной обработке. (Отсюда.)

Цитировать
Архетипы — непредставимые сами по себе, они проявляются в сознании следствиями самих себя, в качестве архетипических образов и идей. Это коллективные универсальные паттерны (модели), или мотивы, возникающие из коллективного бессознательного и являющиеся основным содержанием религий, мифологий, легенд и сказок. У индивида архетипы появляются в сновидениях и грезах. (Отсюда.)

То есть, вы хотите сказать, что А. Эйнштейн, будучи учёным (!), самостоятельно открывшим теорию относительности (!), переживал космическое Единство не на собственном опыте, а архетипически (как бы понарошку), опираясь при этом на мифологию? В таком случае, что даёт вам право так думать?


Перепост:
То, что вы читали о моих религиозных убеждениях - разумеется, ложь. Ложь, которую систематически повторяют. Я не верю в Бога как в личность и никогда не скрывал этого, а выражал очень ясно. Если во мне есть что-то, что можно назвать религиозным, то это, несомненно, беспредельное восхищение строением вселенной в той мере, в какой наука раскрывает его. (А. Эйнштейн)

А вера в Бога как в личность и есть мифология (архетипичность). Но А. Эйнштейн эту архетипичность в своей религиозности отрицает!

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: А. Эйнштейн
« Ответ #67 : 05 ЮЪвпСап 2013, 10:48:16 »

Как бы теперь вы ответили на вопрос, являлся ли А. Эйнштейн "скрытым суфием", или была ли его религиозность сродни суфийской?


Я бы сказал, что взглядам Эйнштейна присущ некоторый мистицизм в плане переживания Единства.
Это переживание, или опыт, носит архетипический характер и встречается, естественно, в мистических традициях. Но считать на основании этого Эйнштейна скрытым суфием вряд ли возможно. 
« Последнее редактирование: 05 ЮЪвпСап 2013, 11:55:41 от wayter »
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Водород

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 731
  • Reputation Power: 5
  • Водород has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: А. Эйнштейн
« Ответ #66 : 05 ЮЪвпСап 2013, 08:52:20 »
"К величию есть только один путь, и этот путь проходит через страдания."

А. Эйнштейн


С любовью

Водород

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 731
  • Reputation Power: 5
  • Водород has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: А. Эйнштейн
« Ответ #65 : 04 ЮЪвпСап 2013, 22:57:38 »
Единственное, что может направить нас к благородным мыслям и поступкам, — это пример великих и нравственно чистых личностей.
Единственный разумный способ обучать людей — это подавать им пример.
А. Эйнштейн
С любовью

NN

  • Особые ограничения
  • Ариф
  • *
  • Сообщений: 1589
  • Reputation Power: 11
  • NN has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: А. Эйнштейн
« Ответ #64 : 04 ЮЪвпСап 2013, 20:05:27 »
Возможное сходство взглядов Э. и суфизма обсуждалось здесь

Вы опоздали (аж на 4 дня)!   :))


Примечательно то, что эта тема уже обсуждалась на форуме - здесь.

(Пошла повторная ротация тем после 5-летнего перерыва.)

Как бы теперь вы ответили на вопрос, являлся ли А. Эйнштейн "скрытым суфием", или была ли его религиозность сродни суфийской?




wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: А. Эйнштейн
« Ответ #63 : 04 ЮЪвпСап 2013, 12:07:19 »
Возможное сходство взглядов Э. и суфизма обсуждалось здесь
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: А. Эйнштейн
« Ответ #62 : 03 ЮЪвпСап 2013, 22:02:30 »
Цитировать
Искать смысл или цель собственного существования или тварного мира в целом всегда казалось мне абсурдом с объективной точки зрения. Тем не менее у каждого есть определенные идеалы, которые и направляют его стремления и суждения. В этом отношении я никогда не считал легкость бытия и счастье самоценными. Идеалы, которые освещали мне путь и время от времени придавали отваги, чтобы бодро принимать жизнь как она есть, – это Истина, Добро и Красота. Жизнь казалась бы мне пустой, не ощущай я общности с обладателями похожего мировоззрения, искателями объективного, вечного и недостижимого в сфере искусства и научных исследований. Банальные цели человеческих стремлений – собственность, внешний успех, роскошь – всегда представлялись мне презренными.
Цитировать
Подлинная ценность человека в первую очередь определяется мерой и смыслом, в каких он сумел отрешиться от своего «я».
Цитировать
Самое прекрасное, что только может выпасть нам на долю, – это тайна. Стремление разгадать ее стоит у колыбели подлинного искусства и подлинной науки. Тот, кто не знает этого чувства, утратил любопытство, неспособен больше удивляться, все равно что мертвый, все равно что задутая свеча. Именно чувство тайны - пусть даже смешанное со страхом - породило религию. Осознание того, что существует нечто, что мы не можем постичь, глубочайшая основа и первопричина, пронзительная красота, доступная нашему уму лишь в наиболее грубых формах - это то знание и то чувство, которые составляют истинную религиозность; в этом смысле, и ни в каком другом, я являюсь глубоко религиозным человеком.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

NN

  • Особые ограничения
  • Ариф
  • *
  • Сообщений: 1589
  • Reputation Power: 11
  • NN has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: А. Эйнштейн
« Ответ #61 : 03 ЮЪвпСап 2013, 20:40:20 »
Беседа Эйнштейна и Рабиндраната Тагора


<...>

Эйнштейн: Я не могу доказать, что научную истину следует считать истиной, справедливой независимо от человечества, но в этом я твердо убежден. Теорема Пифагора в геометрии устанавливает нечто приблизительно верное, независимо от существования человека. Во всяком случае, если есть реальность, не зависящая от человека, то должна быть истина, отвечающая этой реальности, и отрицание первой влечет за собой отрицание последней.

Тагор: Истина, воплощенная в Универсальном Человеке, по существу должна быть человеческой, ибо в противном случае все, что мы, индивидуумы, могли бы познать, никогда нельзя было бы назвать истиной, по крайней мере научной истиной, к которой мы можем приближаться с помощью логических процессов, иначе говоря, посредством органа мышления, который является человеческим органом. Согласно индийской философии, существует Брахма, абсолютная истина, которую нельзя постичь разумом отдельного индивидуума или описать словами. Она познается лишь путем полного погружения индивидуума в бесконечность. Такая истина не может принадлежать науке. Природа же той истины, о которой мы говорим, носит внешний характер, т.е. она представляет собой то, что представляется истинным человеческому разуму, и поэтому эта истина – человеческая. Ее можно назвать Майей, или иллюзией.

Эйнштейн: В соответствии с Вашей концепцией, которая, может быть, является концепцией индийской философии, мы имеем дело с иллюзией не отдельной личности, а всего человечества в целом.

Тагор: В науке мы подчиняемся дисциплине, отбрасываем все ограничения, налагаемые нашим личным разумом, и таким образом приходим к постижению истины, воплощенной в разуме Универсального Человека.

Эйнштейн: Зависит ли истина от нашего сознания? В этом состоит проблема.

Тагор: То, что мы называем истиной, заключается в рациональной гармонии между субъективным и объективным аспектом реальности, каждый из которых принадлежит Универсальному Человеку.

Эйнштейн: Даже в нашей повседневной жизни мы вынуждены приписывать используемым нами предметам реальность, не зависящую от человека. Мы делаем это для того, чтобы разумным образом установить взаимосвязь между данными наших органов чувств. Например, этот стол останется на своем месте даже в том случае, если в доме никого не будет.

Тагор: Да, стол будет недоступен индивидуальному, но не универсальному разуму. Стол, который воспринимаю я, может быть воспринят разумом того же рода, что и мой.

Эйнштейн: Нашу естественную точку зрения относительно существования истины, не зависящей от человека, нельзя ни объяснить, ни доказать, но в нее верят все, даже первобытные люди. Мы приписываем истине сверхчеловеческую объективность. Эта реальность, не зависящая от нашего существования, нашего опыта, нашего разума, необходима нам, хотя мы и не можем сказать, что она означает.

Тагор: Наука доказала, что стол как твердое тело – это одна лишь видимость и, следовательно, то, что человеческий разум воспринимает как стол, не существовало, если бы не было человеческого разума. В то же время следует признать и то, что элементарная физическая реальность стола представляет собой не что иное, как множество отдельных вращающихся центров электрических сил и, следовательно, также принадлежит человеческому разуму.

В процессе постижения истины происходит извечный конфликт между универсальным человеческим разумом и ограниченным разумом отдельного индивидуума. Непрекращающийся процесс постижения идет в нашей науке, философии, в нашей этике. Во всяком случае, если бы и была какая-нибудь абсолютная истина, не зависящая от человека, то для нас она была бы абсолютно не существующей.

Нетрудно представить себе разум, для которого последовательность событий развивается не в пространстве, а только во времени, подобно последовательности нот в музыке. Для такого разума концепция реальности будет сродни музыкальной реальности, для которой геометрия Пифагора лишена всякого смысла. Существует реальность бумаги, бесконечно далекая от реальности литературы. Для разума моли, поедающей бумагу, литература абсолютно не существует, но для разума человека литература как истина имеет большую ценность, чем сама бумага. Точно так же, если существует какая-нибудь истина, не находящаяся в рациональном или чувственном отношении к человеческому разуму, она будет оставаться ничем до тех пор, пока мы будем существами с разумом человека.

Эйнштейн: В таком случае я более религиозен, чем вы.

<...>


14 июля 1930 года


Полностью здесь.




tabula rasa

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 589
  • Reputation Power: 13
  • tabula rasa has no influence.
  • Пусть будут счастливы все существа во всех мирах.
    • Просмотр профиля
Re: А. Эйнштейн
« Ответ #60 : 03 ЮЪвпСап 2013, 20:17:34 »



Ступени
Цветок сникает, юность быстротечна,
И на веку людском ступень любая,
Любая мудрость временна, конечна,
Любому благу срок отмерен точно.
Так пусть же, зову жизни отвечая,
Душа легко и весело простится
С тем, с чем связать себя посмела прочно,
Пускай не сохнет в косности монашьей!
В любом начале волшебство таится,
Оно нам в помощь, в нем защита наша.




Пристанищ не искать, не приживаться,
Ступенька за ступенькой, без печали,
Шагать вперед, идти от дали к дали,
Все шире быть, все выше подниматься!
Засасывает круг привычек милых,
Уют покоя полон искушенья.
Но только тот, кто с места сняться в силах,
Спасет свой дух живой от разложенья.






И даже возле входа гробового
Жизнь вновь, глядишь, нам кликнет клич призывный,
И путь опять начнется непрерывный...
Простись же, сердце, и окрепни снова.


Не Эйнштейн, но Гессе, но в тему
« Последнее редактирование: 03 ЮЪвпСап 2013, 21:26:09 от маленькая иман »

NN

  • Особые ограничения
  • Ариф
  • *
  • Сообщений: 1589
  • Reputation Power: 11
  • NN has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: А. Эйнштейн
« Ответ #59 : 03 ЮЪвпСап 2013, 12:46:44 »
Информация к размышлению :)
"Чтобы стать безупречным членом стада овец, нужно в первую очередь быть овцой.
А. Эйнштейн


Спасибо, Водород и маленькая иман (да не такая ты уж и маленькая)! Меня радует, что в "стаде овец" не все овцы.   :)


По сабжу:


Eсли вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или к вещам.

Достойна только та жизнь, которая прожита ради других людей.


(Альберт Эйнштейн)



P.S. У "стада овец" нет цели (и будущего): куда их поведут, туда они и пойдут - сначала на пастбище, потом на бойню.


Мустафа, вам спасибо за то, что раскрыли мне глаза на того, кто санкционировал всю эту травлю (см. внизу свою цитату). Да я и сама догадывалась.


... не только wayter, но и все мы видим, как сильно прогрессирует твоя душевная болезнь.


« Последнее редактирование: 03 ЮЪвпСап 2013, 13:16:05 от Жизнь »

Водород

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 731
  • Reputation Power: 5
  • Водород has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: А. Эйнштейн
« Ответ #58 : 03 ЮЪвпСап 2013, 08:47:49 »
"Нужно выучить правила игры. А затем, нужно начать играть лучше всех.
 Выучите правила и играйте лучше всех. Просто, как и всё гениальное."


А. Эйнштейн ))

С любовью

Водород

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 731
  • Reputation Power: 5
  • Водород has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: А. Эйнштейн
« Ответ #57 : 03 ЮЪвпСап 2013, 08:43:35 »
Информация к размышлению :)

"Чтобы стать безупречным членом стада овец, нужно в первую очередь быть овцой.
Если вы хотите стать успешным предпринимателем, нужно начинать заниматься бизнесом прямо сейчас.
 Хотеть начать, но бояться последствий, вас ни к чему не приведёт.
Это справедливо и в других областях жизни: чтобы выигрывать, прежде всего нужно играть."

А. Эйнштейн


С любовью

Водород

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 731
  • Reputation Power: 5
  • Водород has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: А. Эйнштейн
« Ответ #56 : 03 ЮЪвпСап 2013, 08:35:26 »
Ого, ничего себе, вы тут огород нагородили...
Даже Эйнштейн потерялся где-то в этих разборках...


 Раньше были разборки Эйнштейна, причислять его взгляды к суфийским или нет, теперь вообще на Жизнь переключились, больная она или нет?  Жизнь, господа считающие себя суфиями, бывает разная и в этом её прелесть, иногда ей хочется выбиться из стада, ну и что, если даже это болезнь, на то она и Жизнь чтобы всё пробовать.
 Оставим её в покое, поговорим об Эйнштейне.


С любовью

Мустафа

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1089
  • Reputation Power: 17
  • Мустафа has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: А. Эйнштейн
« Ответ #55 : 03 ЮЪвпСап 2013, 05:07:34 »
Ату ее, ату... Можно конечно, Нео забанить по айпи, почему бы и нет, а сверху, для верности еще колючей проволокой в стиле ретро...( А как же с альтруизмом суфиев... ???


Я лишь хочу предупредить администрацию форума: что забанить меня по IP не получится - у меня при каждом новом соединении новый IP (такой у меня провайдер). Забанив один IP, автоматически забанятся другие пользователи Интернета, которым когда-то может достаться этот IP. Так что статистика в Топ-Рамблере пойдёт на спад. Наверное, надо придумать какой-то другой эффективный способ - например, забанив мой ник навсегда.   :)


это - жесть, нужно звать экзорциста..

nisso

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2433
  • Reputation Power: 50
  • nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: А. Эйнштейн
« Ответ #54 : 02 ЮЪвпСап 2013, 22:45:01 »
иман, по-моему Вы путаете альтруизм и слащавую сентиментальность. Но я Вас понимаю... ))
Любовь - это камешек, смеющийся на солнце. (Жак Лакан)

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100