если Бог проявлен в мире, то мир наполнен духом и потому бессмысленно отрицать тварный мир и его ценности. С другой стороны, попадание духа в мирское может вести к упрощению и вульгаризации идеи Бога. Ташбих * - танзих** исламской теологии: Бог ни с чем несравнимый полностью чужд миру, поэтому такой мир безбожен. Но если Бог погружается в мир, он как бы перестает быть Абсолютом.
----------------------------
* Ташбих - уподобление, сравнение Бога с чем-либо; антропоморфизм; фантазия.
** Танзих - учение об очищении: Бог по сути своей не может быть подобен своим творениям.
Модель «очищение-уподобление» (
танзих‑ташбих) служит исходным образцом выстраивания отношений между важнейшими категориями традиционных теоретических дисциплин исламской культуры. Это объясняется тем, что два ключевых понятия (Бог и множественный мир) являются исходными допущениями для мировоззренческих основоположений ведущих интеллектуальных направлений арабо-мусульманской культуры. Эти понятия являются универсалиями исламской культуры: отношение между этими двумя противоположностями (Бог и зависимый от него множественный мир) задают горизонт всякого рассуждения. <...>
Противоречивый тезис об одновременной трансцендентности и имманентности единого Бога множественному миру, утверждаемый Кораном и впервые тематизированный ранними теологами в виде пары сопряженных терминов «очищение [Бога от свойств мира]-уподобление [Его миру]» (
танзих‑ташбих), почти сразу превратился в парадигму организации фундаментальных понятий ведущих интеллектуальных отраслей исламской культуры – коранических дисциплин, философии, мусульманской историографии, социально-политической мысли, морали и т.д. – как в классическую эпоху этой культуры, так и на современном этапе развития мусульманского мира. Это выражается в напряженном отношении между религиозным фундаментализмом и светской идеологией, в проблеме соотношения «нормативного ислама» и локальных форм бытования ислама, в конфликте исламской морали (и шире – образа поведения) и норм секуляризованного/светского общества и т.д.
И.Р.Насыров. Пара понятий “очищение-уподобление” (танзих‑ташбих) как модель функционирования исламской культуры
Отсюда