Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: “Очищение-уподобление” (танзих‑ташбих)  (Прочитано 4392 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: “Очищение-уподобление” (танзих‑ташбих)
« Ответ #6 : 02 ЮЪвпСап 2013, 16:34:29 »
Честно говоря, в описании танзих видится противоречие: утверждение апофатичности Аллаха должно исключать ассоциирование с "гневом", наказанием и проч., поскольку гнев это уже проявление близости (о чём кстати и говорится в статье, посвящённой ташбих). 


Трезвость же [в противоположность опьяненности] позволяет провести четкое различие между Богом и тварным миром, а также спокойно и тщательно провести границу между правильным и неправильным, прекрасным и уродливым. Она соотносится с предельным различением между Создателем и Его творениями и ассоциируется с восхищением, оцепенением и страхом. Это ответная человеческая реакция на Божественные имена, которые говорят о Божественном величии, славе, великолепии, могуществе, гневе и мщении.

Восприятие Божественной отчужденности позволяет четко осознать разницу между слугой и Господином... <...> Те, кто испытывают  внутреннее единство, дерзко уверены в Божьем милосердии, а те, кто испытывают вселяющую трепет отдаленность Бога, продолжают опасаться Его гнева.

Уильям Читтик.Суфизм.Руководство для начинающего.М.,2012.С.53,54.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: “Очищение-уподобление” (танзих‑ташбих)
« Ответ #5 : 02 ЮЪвпСап 2013, 15:19:28 »
Честно говоря, в описании танзих видится противоречие: утверждение апофатичности Аллаха должно исключать ассоциирование с "гневом", наказанием и проч., поскольку гнев это уже проявление близости (о чём кстати и говорится в статье, посвящённой ташбих). 

По аналогии - ипостась Бога-разрушителя в индуизме это Шива, ипостась Бога-созидателя - это Вишну. А Бог апофатический это Брахма. Иными словами танзих по описанию скорее соответствует Брахме, а ташбих - и Шиве и Вишну.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: “Очищение-уподобление” (танзих‑ташбих)
« Ответ #4 : 02 ЮЪвпСап 2013, 15:14:54 »
Переводы статей из англоязычной Википедии:
Цитировать
Танзих это исламская религиозная концепция, означающая трансцендентность. В исламской теологии с Аллахом связаны два термина – танзих и ташбих. Второй термин означает «близость, доступность».

Однако, более полное значение термина танзих – «декларирование несравнимости», т.е. утверждение трансцендентности Аллаха по отношению к человеку. Эта концепция внутренне связана с ташбих Аллаха (т.е. с его близостью или «утверждением схожести»).

Буквальное значение этого слова – «заявлять, что нечто является чистым и свободным от чего-либо ещё». Это определение утверждает, что Аллах не может быть уподоблен чему бы то ни было: «Нет ничего подобного Ему» (Сура 42:11) и лежит в основе базовой, фундаментальной веры в таухид (монотеизм), свойственной Исламу.

Эти два противоположных аспекта влияют на каждый аспект мусульманской веры, деятельности и отношений с Аллахом. Танзих ассоциируется с Левой Рукой Аллаха (гнев), в противоположность ташбиху, который связывается с его Правой Рукой (милосердием).

Божественные Имена Аллаха, связанные с танзих, указывают на непостижимость, трансцендентность, благоговение и страх: Царь, Мститель, Знающий, Достойный восхваления, Убийца, Сильный, Унижающий и Независимый.
Источник

Цитировать
Ташбих – это исламская религиозная концепция, означающая близость. В исламской теологии с Аллахом связаны два термина – танзих и ташбих. Второй термин означает «расстояние, трансцендентность».

Однако, более полный смысл термина ташбих – «декларирование схожести», то есть утверждение близости Аллаха к человеку. Эта концепция внутренне сочетается с танзих Аллаха (его трансцендентностью или «утверждением несравнимости»).

Буквальное значение этого слова – «утверждать сходство чего-то к чему-то». Это определение подчёркивает, что Аллах имеет некое сходство со своим творением. В Суре 42:11 говорится «Нет ничего подобного Ему», однако Его в своих атрибутах он должен иметь некую схожесть с миром, поскольку люди имеют представление о сострадании, милосердии и гневе.

Эти два противоположных аспекта влияют на каждый аспект мусульманской веры, деятельности и отношений с Аллахом. Ташбих ассоциируется с его Правой Рукой (милосердием), в противоположность танзих, который связывается с Левой Рукой Аллаха (гнев).

Божественные имена Аллаха, связанные с ташбих, указывают на близость и милосердие: Сострадательный, Милосердный, Желающий, Прощающий, Создатель и Любящий.
Источник
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: “Очищение-уподобление” (танзих‑ташбих)
« Ответ #3 : 02 ЮЪвпСап 2013, 12:44:59 »
Не очень понятно, каким образом "противоречивый тезис" "выражается" во всём вышеперечисленном.

Да, по ссылке только тезисы, которые, видимо, расшифровываются где-то еще.

Можно предположить, что для автора противопоставление ташбих-танзих поясняет противоречие между светским и религиозным. Светская позиция предполагает наличие Бога в миру, а религиозно-аскетическая делает акцент на Его несравнимости.

Но какая здесь связь с проблемой "соотношения «нормативного ислама» и локальных форм бытования ислама" можно только догадываться.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: “Очищение-уподобление” (танзих‑ташбих)
« Ответ #2 : 02 ЮЪвпСап 2013, 09:50:54 »
Цитировать
Это выражается в напряженном отношении между религиозным фундаментализмом и светской идеологией, в проблеме соотношения «нормативного ислама» и локальных форм бытования ислама, в конфликте исламской морали (и шире – образа поведения) и норм секуляризованного/светского общества и т.д.
Не очень понятно, каким образом "противоречивый тезис" "выражается" во всём вышеперечисленном.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
“Очищение-уподобление” (танзих‑ташбих)
« Ответ #1 : 01 ЮЪвпСап 2013, 23:26:29 »
если Бог проявлен в мире, то мир наполнен духом и потому бессмысленно отрицать тварный мир и его ценности. С другой стороны, попадание духа в мирское может вести к упрощению и вульгаризации идеи Бога. Ташбих * - танзих** исламской теологии: Бог ни с чем несравнимый полностью чужд миру, поэтому такой мир безбожен. Но если Бог погружается в мир, он как бы перестает быть Абсолютом. 

----------------------------

* Ташбих - уподобление, сравнение Бога с чем-либо; антропоморфизм; фантазия.

** Танзих - учение об очищении: Бог по сути своей не может быть подобен своим творениям.



Модель «очищение-уподобление» (танзих‑ташбих) служит исходным образцом выстраивания отношений между важнейшими категориями традиционных теоретических дисциплин исламской культуры. Это объясняется тем, что два ключевых понятия (Бог и множественный мир) являются исходными допущениями для мировоззренческих основоположений ведущих интеллектуальных направлений арабо-мусульманской культуры. Эти понятия являются универсалиями исламской культуры: отношение между этими двумя противоположностями (Бог и зависимый от него множественный мир) задают горизонт всякого рассуждения. <...>
 
Противоречивый тезис об одновременной трансцендентности и имманентности единого Бога множественному миру, утверждаемый  Кораном и впервые тематизированный ранними теологами в виде пары сопряженных терминов «очищение [Бога от свойств мира]-уподобление [Его миру]» (танзих‑ташбих), почти сразу превратился в парадигму организации фундаментальных понятий ведущих интеллектуальных отраслей исламской культуры – коранических дисциплин, философии, мусульманской историографии, социально-политической мысли, морали и т.д. – как в классическую эпоху этой культуры, так и на современном этапе развития мусульманского мира. Это выражается в напряженном отношении между религиозным фундаментализмом и светской идеологией, в проблеме соотношения «нормативного ислама» и локальных форм бытования ислама, в конфликте исламской морали (и шире – образа поведения) и норм секуляризованного/светского общества и т.д.

И.Р.Насыров. Пара понятий “очищение-уподобление” (танзих‑ташбих) как модель функционирования исламской культуры

Отсюда
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100