Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: "Мистерия" Скрябина. Теософия и воздействие на судьбу человечества  (Прочитано 2479 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
(По интересному совпадению опубликовано сегодня в ФБ):

Натэлла Сперанская
Фрагменты книги "Дионис преследуемый":
 
 Скрябин мыслил Мистерию как [эсхатологическое] событие, которое наступит после того, как процесс погружения в материю достигнет последнего предела, — именно с крайней точки нисхождения, с тотального низвержения во мрак, начнется обратный процесс – дематериализация и стремительное восхождение, экстаз и достижение богоподобия. «Наступит эра, — пророчествовал Скрябин — когда все духовные интересы угаснут, когда вся мистика улетучится, кроме как в небольшом очаге. Наступит время страшнейшей прозы, полного погружения в материальный план, полной утраты всякой духовности». Воистину, был прав Григорий Нисский, учивший, что когда мы наконец достигнем границы зла, мы вновь заживем в свете. Кто должен был стать участником Мистерии и Предварительного Действа? Композитор признавался Сабанееву, что ему не нужны никакие слушатели. Участники действа виделись Скрябину как адепты, занимающие разные ступени иерархической лестницы посвящений. «Я хочу, чтобы это было исполнение строго эзотерическое, чтобы никого не было посторонних», — писал Скрябин. Время от времени он впадал в отчаяние, опасаясь, что не успеет создать Мистерию. Не зная никакого отдыха, композитор полностью отдался во власть охватившей его силы. Профетическая миссия открылась Скрябину в исполнении синтеза философии, религии и искусства (со страданием), т.е. в Вечной Мистерии, дионисийской мистерии страдающего божества. Скрябин считал, что участники Мистерии сохранили память об изначальной космогонической драме, что они онтологически приобщены к Мистерии, что они – те немногие избранные, которые «принимают решение за все человечество втайне» (Вяч.Иванов). И их решение – это решение о конце мировой истории.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

NN

  • Особые ограничения
  • Ариф
  • *
  • Сообщений: 1589
  • Reputation Power: 11
  • NN has no influence.
    • Просмотр профиля
Они ... быстро нашли общий язык, сойдясь в том, что музыка ещё должна сослужить великую службу в деле объединения пока разобщённого человечества.

Ещё должна или уже? Что-то не особенно заметно.

Цитировать
Скрябин, как и Инайят Хан, понимал, что музыкальные произведения могут достигать уровня высочайших мистических озарений. Обсуждая с Инайят Ханом планы создания своего будущего произведения — мистерии «Предварительное действие», он был счастлив, что нашёл воистину родственную душу.

1) Музыкант музыканта всегда поймёт, как и аудиал - аудиала. Но не всё "разобщённое человечество" состоит из таких людей (кому-то и "медведь на ухо наступил"). Поэтому такая глобальная идея мне представляется утопической и идеализацией.

2) Тот факт, что музыка мистична, лично у меня не вызывает никаких сомнений.

tabula rasa

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 589
  • Reputation Power: 13
  • tabula rasa has no influence.
  • Пусть будут счастливы все существа во всех мирах.
    • Просмотр профиля
Инайят Хан и А. Н. Скрябин.
В октябре 1913 года Инайят Хан прибывает в Россию, где в течение семи месяцев с огромным успехом выступает в Москве и Петербурге. Он принят в придворных и литературно-музыкальных салонах, ему горячо аплодируют, но настоящую духовную близость к нему ощущают лишь немногие. Один из них — А.Н.Скрябин. Они встречались несколько раз и быстро нашли общий язык, сойдясь в том, что музыка ещё должна сослужить великую службу в деле объединения пока разобщённого человечества. Скрябин, как и Инайят Хан, понимал, что музыкальные произведения могут достигать уровня высочайших мистических озарений. Обсуждая с Инайят Ханом планы создания своего будущего произведения — мистерии «Предварительное действие», он был счастлив, что нашёл воистину родственную душу.
http://nashaplaneta.su/blog/pesn_serdca_inajjat_khana/2013-10-19-879

NN

  • Особые ограничения
  • Ариф
  • *
  • Сообщений: 1589
  • Reputation Power: 11
  • NN has no influence.
    • Просмотр профиля
можно ли вас теперь в этой связи считать теософом или представителем "русского авангарда" (по тэгу)?   :)

Нет, конечно. И к теософии я никакого отношения не имею. Но тема мистериального искусства меня интересует давно.

Что-нибудь из задуманного теургического воплотилось в жизнь?

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
можно ли вас теперь в этой связи считать теософом или представителем "русского авангарда" (по тэгу)?   :)

Нет, конечно. И к теософии я никакого отношения не имею. Но тема мистериального искусства меня интересует давно.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

NN

  • Особые ограничения
  • Ариф
  • *
  • Сообщений: 1589
  • Reputation Power: 11
  • NN has no influence.
    • Просмотр профиля
Дело в том, что Скрябин был, как это теперь становится все более и более известным, потому что в советское время это замалчивалось, теософом и находился под очень сильным влиянием учения мадам Блаватской со всеми вытекающими последствиями. Он был не просто теософом по своим убеждениям личностным, но он был теософом, который старался воплотить идеи теософские в своей музыке. В частности, он задумал произведение под названием «Мистерия», которое должно было стать неким грандиозным действом синтетического характера, в котором объединилось бы искусство и должно было бы, будучи исполненным, изменить вообще судьбу человечества, все должно было пойти совершенно по-другому. Каким точно образом, Скрябин не знал, но предполагал и предчувствовал, что исполнение его «Мистерии» произведет тектоническое воздействие, он был в этом абсолютно убежден. И исполнение это должно было происходить ни в какой другой стране, как в Индии. И с этой целью там должен быть построен специальный храм для исполнения «Мистерии» Скрябина <...>

Скрябин был культовой фигурой, сейчас уже об этом забывают. Его популярность и влияние в интеллигентских кругах были огромными.  Вспомните отношение к Скрябину Пастернака.

Отсюда


Можно привести небольшой отрывочек, который мне очень сильно наполнил эту цитату?


Неспособность искусства трансформировать человека и изменить жизнь переживается как кризис искусства. Наиболее остро проблема кризиса искусства была поставлена в русской культуре второй половины XIX - начала XX века. "Искусство судорожно стремится выйти за свои пределы. Нарушаются грани, отделяющие одно искусство от другого и искусство вообще от того, что не есть уже искусство... Никогда еще так остро не стояла проблема отношения искусства и жизни, творчества и бытия, никогда еще не было такой жажды перейти от творчества произведений искусства к творчеству самой жизни"14.

Для преодоления возникшего кризиса искусство должно стать теургическим, т.е. вести к преображению самой жизни на основе духовно-эстетических принципов. Это была одна из наиболее животрепещущих тем религиозной философии и культуры, волновавшая таких мыслителей, как П.Флоренский, С.Булгаков, Н.Бердяев, А.Белый. Первым стал развивать концепцию теургии великий русский философ В.С.Соловьев, который понимал теургию как "осознанное единство мистики, искусства и техники на путях преображения жизни под водительством Бога, или высшего Духа, как грядущее искусство создания жизни на совершенно новых принципах"15.

Видный русский поэт-символист и мыслитель В.Иванов представлял себе искусство будущего в виде Мистерии - сакрального действа, в котором зрители и актеры являются полноправными участниками. Эта Мистерия должна основываться на "соборном сознании".



(Везде выделено мной.)


Очень схожие идеи, вы не находите? Вэйтер, можно ли вас теперь в этой связи считать теософом или представителем "русского авангарда" (по тэгу)?   :)

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Дело в том, что Скрябин был, как это теперь становится все более и более известным, потому что в советское время это замалчивалось, теософом и находился под очень сильным влиянием учения мадам Блаватской со всеми вытекающими последствиями. Он был не просто теософом по своим убеждениям личностным, но он был теософом, который старался воплотить идеи теософские в своей музыке. В частности, он задумал произведение под названием «Мистерия», которое должно было стать неким грандиозным действом синтетического характера, в котором объединилось бы искусство и должно было бы, будучи исполненным, изменить вообще судьбу человечества, все должно было пойти совершенно по-другому. Каким точно образом, Скрябин не знал, но предполагал и предчувствовал, что исполнение его «Мистерии» произведет тектоническое воздействие, он был в этом абсолютно убежден. И исполнение это должно было происходить ни в какой другой стране, как в Индии. И с этой целью там должен быть построен специальный храм для исполнения «Мистерии» Скрябина <...>

Скрябин был культовой фигурой, сейчас уже об этом забывают. Его популярность и влияние в интеллигентских кругах были огромными.  Вспомните отношение к Скрябину Пастернака.

Отсюда
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100