Вечером, направляясь домой как обычно привычной дорогой, он шел как и всегда окунувшись в свои мысли. «Странно, - думал он, - такой большой город, а дорога всего одна. Я хожу каждый день одной и той же дорогой, значит других дорог в городе для меня нет, у каждого своя дорога. Серая дорога, серый холодный и заплеванный тротуар, брусчатка серая, гранит серый и холодный, серое пальто, машины цвета «мокрый асфальт», серый белый, серый голубой, все вокруг серое, наверняка и небо серое...» Тут он увидел в луже отражение вывески знакомого магазина: «МАГБЕТ» - МАГазин БЕсплатных Товаров», он бывал здесь раньше, странный магазин - как можно держать магазин, продавая товары бесплатно?» - подумал он доставая сигареты и зажигалку.
«Маг-бет... Маг – это маг, вроде волшебника, детям весело, фокусы для взрослых идиотов. Бет - буква «бет» прослеживается от слова баит, что означает «дом». Начертание буквы — пиктограмма, схематическое изображение дома с фундаментом, стеной, входом (с другой стороны) и крышей. Буква ב является первой буквой в Танахе, что, по мнению теологов иудаизма, наделяет её особым, мистическим смыслом: первой в Книге Книг идёт вторая буква, а не первая, потому что никто не знает, что было в самом начале, до описанных в Танахе событий» - эта мысль сверкнула в нем одновременно с искрой зажигалки, когда он прикурил сигарету. Он бросил сигарету на тротуар и зашел внутрь.
В магазине, как обычно, никого не было. Только продавец: «Доброго Вам вечера, рад Вас видеть!» – приветствовал он посетителя.
- Мне интересно, как Вы платите за аренду и все остальное, если ничего не продаете? – начал посетитель.
- Разве я должен продавать?
- Но Вы же – магазин... значит должны зарабатывать... хотя бы на содержание магазина...
- Я продал те вещи, которые Вы мне оставили в последний раз.
- Да, но Вы ведь продали их бесплатно.
- Конечно, у меня ведь магазин бесплатных товаров.
- Логично.
Посетитель магазина стал рассматривать пустые витрины, пустые стеллажи и фотографии на стенах...
- Так что ты принес на этот раз? – спросил продавец.
- Ну почему обязательно принес? Может быть я просто так зашел, проведать как у Вас дела... справиться о Вашем здоровье...
- Все может быть...
- На самом деле, знаете, у меня столько всего. Вот посмотрите. И он достал откуда-то из-за пазухи здоровенную жестяную банку. Похоже банка из под помидоров, такая старая и ржавая, но на ней еще можно было разглядеть нарисованные помидоры, огурцы и какие-то надписи, кажется на болгарском языке. – Это пена! Я собирал ее несколько недель и принес Вам замечательную пену, она такая красивая, переливается всеми цветами радуги, хотя радуги здесь нет и вообще я ее давно в наших краях не видел.
Тут его взгляд медленно погас и, не зацепившись ни за один предмет в магазине, тяжело упал на пол со звуком упавшего молотка. Продавец бесплатных товаров продолжал молча и пристально смотреть на своего постоянного посетителя.
- Я в последние дни много думал, было мало работы... и взбивал пену в банке, посмотрите пожалуйста, она такая густая, такая сложная, многогранная, пышная, здесь очень очень много всего намешано и все находится в сложнейшей взаимосвязи со всем, посмотрите, это очень важно!
- Зачем?
- Что значит «зачем»? Я собирал эту пену несколько лет, а эта банка мне досталась от моих родителей, а им от их родителей, они тоже собирали в ней пену и передали мне по наследству. Это же моя пена, это очень важно!
- Ты уверен, что хочешь мне это показать?
В этот момент небольшая тишина возникла в помещении, видно было как она сама удивилась тому как здесь оказалась. Она неторопливо и без интереса исследовала каждый уголок в этом странном пустом магазине, обратив внимание и на молоток на полу и на банку и надписи на ней, напоминавшие какое-то древнее шумерское послание. «Тррррррррн» - кто-то на улице провел деревянной палкой по прутьям железной решетки на окне магазина.
- Давай посмотрим. Тяжелая, – продавец взял банку, поставил на прилавок и стал открывать.
- Нужно отверткой подцепить крышку. Вот возьмите ключи. Давайте я сам.
Он стал ковыряться с банкой, а продавец продолжал пристально смотреть на своего посетителя. В какой-то момент в уголках его улыбающихся глаз показалось что-то знакомое, но давно забытое, что-то до слез искреннее и родное, близкое, радостно своё и теплое... показалось. А старая жестяная банка с надписями была делом серьезным, не просто было открыть ее.
- Вот посмотрите, - наконец удалось открыть и человек подвинул банку продавцу.
- Здесь ничего нет.
- Как же ничего нет!? Это же моя банка, я долгое время собирал и взбивал в ней пену. Это самое важное, самое дорогое что есть у меня в жизни! Это моя жизнь!
- Ну вот, сам посмотри.
Человек заглянул в свою банку. На дне плескалось лишь немного мутноватой серой жидкости, через которую проглядывалось ржавое дно. Доносившийся из его банки запах был не самым приятным, напоминая старую забившуюся остатками еды раковину на кухне.
Второй молоток большего размера упал на пол рядом с первым, на этот раз громче. Человеку вдруг захотелось, чтобы он никогда не рождался в этом мире. Тишина побольше и пожирнее протиснулась в двери магазина именно в этот момент; как будто только и ждала сигнала, стоя за дверью все это время, и с видом уверенного знатока стала прижимать все предметы в комнате к полу, увеличивая силу тяжести. «Пшшшх» - громко выдохнул и заскрипел тормозами за окном грузовик.
- Я куплю вашу банку, сколько Вы за нее хотите?
- Вы? Купите? Зачем она Вам?
- Я продам ее, у меня ведь магазин. Вы сказали, что она очень дорога.
- Да, сказал. Берите даром. Она ничего не стоит. Вы не сможете ее никому продать. У Вас же магазин бесплатных товаров.
- Ну вот и хорошо, значит договорились. Хотите чаю?
- У меня нет времени, я должен идти, - и он направился к выходу.
- Всего доброго, приходите еще, - вежливо попрощался продавец, а про себя подумал: «ну вот, еще два молотка».
Человек вышел на улицу, что-то изменилось. Оторвав взгляд от заплеванного с окурками тротуара, он увидел вокруг людей. Улица пахла свежим домашним хлебом и детским смехом. Воздух стал таким легким и знакомым, что захотелось сделать что-то приятное и смешное, поделиться собой. Было уже не поздно и еще не рано, было Время. Он стал внимательно разглядывать прохожих, стараясь увидеть их, но что-то было не так... Не было глаз, они спрятали свои глаза и... каждый нес в руках, перед собой или тащил на тележке большую или поменьше, но такую родную свою банку.
Вывеска «Магазин бесплатных товаров» продолжала светить.