Гурджиев подарил нам плодотворную идею – разделение на личность и сущность. Сущность – это то, что мы есть сами по себе. Личность – набор временных масок, которые мы одеваем под давлением социального окружения. Личность демонстрируется, сущность скрыта. Чтобы познать себя, мы должны раскрыть свою сущность.
Такое раскрытие требует всей посильной для нас объективности и внимательности. Очень соблазнительно принять за сущность одну из своих наиболее красивых масок. Для человека, ведущего духовную работу, этот соблазн еще сильнее, чем для «обычного».
Давайте отталкиваться от несомненного. Мы рождаемся без маски, рождаемся сущностью. Но кем мы рождаемся? Или, лучше спросить, КТО РОЖДАЕТСЯ, так как способность быть «кем-то» уже подразумевает приспособление, подразумевает личность, маску.
Рождение – не духовный, а природный, биологический процесс. Рождается детеныш homo sapiens, со всеми «хорошими» и «дурными» свойствами данного биологического вида. Эти свойства, лежащие в самой нашей основе, составляют сущность. По своей сущности мы не духи, а звери.
Сказанное относится к «обычному» человеку. Но и его сущность является лишь относительно неизменной. Она тоже меняется под воздействием условий жизни, хотя медленно и неохотно. Что же касается человека, который идет путем кристаллизации в ходе духовной Работы, то его сущность может претерпеть принципиальные изменения. Но такая кристаллизация – крайне редкий случай. Не будучи знаком ни с кем из моих собеседников на форуме близко, осмелюсь предположить, что кристаллизованных среди нас нет. Предположить просто по теории вероятности. Что в нас, весьма вероятно, может быть – это магнитный центр, начало формирования новой сущности.