1) В буддийской теории карма создается только намеренным, то есть, осознанным действием, а не всяким действием вообще.
<...>
2) В то же время при проповеди среди мирян Будда «в чисто воспитательных целях» создавал однозначную связь между результатами в текущей жизни и действиями в прошлом. Так в Чулакаммавибханга-сутте Будда указывал, что короткая жизнь человека связана со склонностью к убийству и насилию, болезни — с жестокостью, уродство — с гневом, а бедность — с завистью и жадностью.
<...>
3) Поэтому более правильным выражением Будда считал выражение «Пожинаешь то, что сеешь в настоящем». Результаты действий в настоящем, согласно Будде, могут проявляться как в этой жизни, так и в последующих жизнях.
Олег, спасибо за интересный отрывок. Но я не со всем согласна.
1) В таком виде, как она описана здесь и далее, карма мне представляется
солиптической - без "внешнего учитывания". То есть человек, поступающий хорошо, надеется, что и с ним будут поступать хорошо. Но это не всегда так. Кто именно будет с ним поступать хорошо и где гарантия этого? Такая "карма" замкнута на самою себя. Этакий маленький уютный мирок. Но вот, к примеру, на такого высоконравственного человека упала сосулька, или кирпич, или произошла авария с фатальным исходом, или его кто-то убил случайно или намеренно. А человек этот был ещё молод и не успел пожить. Считать ли эту несправедливость по отношению к нему кармой?
2) Вспомнилась также шутка, что смех продлевает жизнь, но может её и укорачивать. В зависимости от того, кто именно смеётся в данный момент. Вот у человека была "короткая жизнь", из-за "склонности к убийству и насилию" убившего его, а не сам себя человек убил. Здесь в карме участвуют двое - жертва кармы и "вершитель" кармы. Другой пример из этой же цитаты: "уродство" в результате "гнева" Природы (ну генетически так сложилось, что человек родился "уродом"). Или, опять же из цитаты, практически вся некая страна "бедствует" из-за "зависти и жадности" кучки олигархов... То есть, всё же взаимосвязано. Так эта карма ещё имеет и свойство цепной реакции: погиб тот человек, а у него семья осталась без кормильца - им-то за что страдать? Или возьмём другой масштаб (а не отдельную жизнь) - всю описанную выше страну. Ну и так далее. Здесь, в карме, никогда не участвует только один человек. Это не "солипсизм". То есть, грубо говоря, кармы как таковой нет, или же тогда всё надо считать кармой, то есть Произволом. Поэтому "в чисто воспитательных целях" (из цитаты) доктрина кармы, видимо, необходима, чтобы как-то упорядочить этот самый Произвол и не довести ситуацию до ещё большего Хаоса.
3) По-моему, абсолютно без разницы при описанном мной раскладе в п. 2, будет ли эта "карма" проявлена сию минуту (после проступка) или же будет отложена на более неопределённый срок. Олигархи так и продолжают жировать и карма как бы их обходит стороной, а высоконравственные бедствуют или умирают из-за аварий (коих сейчас очень много) или из-за чего-то ещё.
И, таким образом, "карма" - это всего лишь термин, удобное слово для обозначения механизма предполагаемой (!) связи между причинами (намерениями, поступками) и их последствиями. Этот механизм неуправляем, на мой взгляд, и это очевидно. Поэтому, на мой взгляд, карма - это всего лишь синхроничность ("мания соотнесения" причин и как бы их "кармических" последствий). Кроме того, как точно определить, что вот это последствие - именно за этот проступок, а вот то последствие - именно за тот проступок?! И ещё: карма - это типа наказание, причём даже в "этой" жизни, а награда типа - только в "той" жизни. Как-то это всё однобоко.