Возможно ли непосредственное восприятие, без всяких концепций?
Я бы различила многозначность слова "восприятие" на: 1)
чувственное (восприятие только при помощи органов чувств), 2) на
концептуальное (восприятие при помощи интеллекта) и 3) на [условно]
надконцептуальное (независимое от концепций ума).
1) Чувственное восприятие
всегда непосредственно (
"первая сигнальная система"), преобладает у маленьких детей, которые только начинают познавать мир, у них ещё отсутствуют концепции, потому они постоянно и спрашивают о них взрослых: "Мам, ЧТО это? Пап, а это ЧТО?".
2) Концептуальное восприятие опосредовано (
"вторая сигнальная система").
3) Надконцептуальное восприятие - это непривязанность ума к концепциям, это как бы возврат к первому типу восприятия, но сквозь ранее сложившиеся концепции. Прорыв через завесы!
Ведь концепции обусловливают, ограничивают наше восприятие.
Смотря, какие концепции и какое восприятие (см. выше).
Могу ли я просто воспринимать автомобиль органами чувств, никак не концептуализируя его?
Маленькие дети ТАК смотрят поначалу на вещи (см. выше). Потом они занимают (берут напрокат) концепции о вещах у взрослых, либо составляют свои. Про машину смышлёный ребёнок
скажет подумает примерно так: "Эта штука бибикает. Это - бибика. Она может двигаться и перевозить людей и грузы... и т. д. - и чем шире мыслит маленький человечек, тем больше концепций он сможет составить об этой "бибике". (Я зачеркнула слово "скажет", потому что речь у малышей ещё не развита так, как мышление).
Ответ должен быть положительным: человек, никогда ранее не видевший автомобиля и не знающий об автомобилях ничего, увидит просто очертания и цвета, если считать очертания и цвета кирпичиками непосредственного чувственного восприятия. Но проблема в том, что собственно автомобиля такой человек не увидит - для этого нужна концепция транспортного средства, то есть требуется понятие об автомобиле.
"Концепция транспортного средства" формируется практически одновременно с чувственным восприятием неизвестной вещи или явления (2-я СС). Вспомните себя ребёнком. Примеры: малыш и "бибика", первобытные люди и гроза ---> возникло представление об источнике грома и молний как о некоем боге-громовержце..., а также много-много других примеров. Можно даже поупражняться в этом (при помощи "перемотки назад"), откуда у меня впервые появилось представление (концепция) об этой вещи, явлении, понятии, человеке... Можно ретроспективно разматывать и разматывать клубок и открывать для себя много нового и познавательного. То есть заглянуть вглубь себя.
Даже такие базовые ощущения как голод или боль в какой-то степени формируются нашими представлениями и не являются непосредственным переживанием (sic!) объективной реальности.
Нет, ощущения - это ощущения, а представления - это представления (см. выше о
видах восприятия).
Кроме того, как же перечисленное вами НЕ является
переживанием объективной реальности?! Ведь это же ВЫ сами её и
переЖИВаете! Объективная реальность трансцендитируется в вас и через вас, вашими органами чувств и вашим интеллектом, составляющим концепцию этой самой
"объективности реальности" без учитывания её и одновременной субъективности. Я потому и спрашивала вас в другом сообщении в этой теме о стирании границ между субъектом и объектом и о том, что именно вы имеете в виду под субъектом и объектом.
Западные мыслители в большинстве своем склоняются к тому, что восприятие всегда концептуально, оно конструируется и формируется в значительной степени нашими представлениями.
А они при этом уточняют вид этого восприятия - чувственное оно или чисто интеллектуальное?
С этой точки зрения у человека нет возможности непосредственного восприятия неизреченного и незримого; оно всегда будет опосредовано представлениями.
"Станьте как дети!" (из Библии) - то есть воспринимайте Реальность чувственным восприятием, а не интеллектуальным. Это и будет непоСРЕДСТВенное восприятие. И это восприятие, как и сама открывающаяся такому взгляду Реальность, НЕИЗРЕЧЕННЫ. Только дети способны по-настоящему Удивляться и смотреть на мир по-детски (в хорошем смысле).
То есть мистическое и экстатическое переживание "Прекрасной Возлюбленной" диктуется отчасти особенностями местной культуры и ее образами. Оно не может быть абсолютно непосредственным переживанием чего-либо.
Раз "диктуется", значит, это 2-я сигнальная система (СС), а должна быть 1-я СС (см. выше).
Представление о невыразимости требует уточнения, ведь то, что нельзя выразить, выразить нельзя никаким способом. ("О чем нельзя говорить, о том нельзя говорить, об этом даже нельзя свистеть").
Давайте возьмём дыхание. Его невозможно выразить (в полном смысле) ни интеллектуально, ни словесно, ни даже зрительно или как-то ещё. А оно, тем не менее, существует! Потому что дыхание выражает САМОЁ СЕБЯ. Зачем ему концепции о нём и другие способы его выражения?! Оно просто дышит и выражает тем самым самого себя: вдох-выдох-вдох-выдох-вдох-выдох... Пульсирующая изнутри нас сама ЖИЗНЬ!
А если в переживании незримого задействованы концепции, значит незримое в какой-то степени, со всеми оговорками об ограниченности языка, - выразимо и является объектом мышления.
Нет. Если я буду описывать дыхание - оно ровное, прерывистое, учащённое, свежее... или делать его "зримым" (просто понаблюдать за ним, не обязательно в зеркале) - то я ровно ничего не прибавлю к самому дыханию! Я его только описываю или наблюдаю его ("смотрю" на него). А оно существует само по себе и вовсе не является "объектом мышления" или чем-то "зримым". Его невозможно назвать объектом, и даже невозможно назвать субъектом: оно - то, что соединяет воедино субъект и объект. Слияние Единого со своим творением ("нераздельно и неслиянно", и "ближе, чем шейная артерия"). Осознание этого человеком, прорвавшегося через завесы ментальных концепций (что и есть ПРОБУЖДЁНность, или ПРОСВЕТление), в разных религиях и учениях называется по-разному - сознание Будды/буддовость, атман, фана (
слияние с Возлюбленной,
растворение мистика в Боге)... Но суть их ОДНА.
UPD.
Хотелось бы ещё добавить один важный момент: "неизреченное" (по сабжу) - это то, что не поддаётся изРЕЧЕнию/изреканию по причине убогости самого языка и самих слов, не способных передать суть самих вещей как таковых (словом "дыхание" невозможно заменить само дыхание, словом "зрение" невозможно заменить само зрение, словом "цвет" невозможно заменить или изменить сам цвет, и т. д.). Но это вовсе не значит, что "неизреченное" - это нечто несуществующее, "незримое", потустороннее... Абсолютно всё СУЩЕСТВУЕТ на том или ином уровне (физическом и даже метафизическом, чувственном или ментальном), потому что абсолютно НЕсуществующее невозможно по определению.