Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Рациональность, свобода и любовь  (Прочитано 1123 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Тихон

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1354
  • Reputation Power: 28
  • Тихон barely matters.Тихон barely matters.
    • Просмотр профиля
Re: Рациональность, свобода и любовь
« Ответ #13 : 04 ШоЭп 2014, 09:16:19 »
даже чистейшей воды мистика остается познанием

Это не надо принимать за какое-то утверждение. Это должно быть вопросом. По крайней мере для тех, в чьем понимании мистика противоречит интеллекту.

Оба слова - и gnosis, и jnana в качестве первого и основного значения имеют именно ПОЗНАНИЕ. Противоречие начинается по той причине, что сегодняшний человек, знакомясь с описаниями методов такого познания, воспринимает их как "мистические", то есть таинственные (от греч. μυστικός — «скрытый», «тайный»). С другой стороны, этому сегодняшнему человеку кажется, что познание - это как раз вскрытие тайны, то есть её уничтожение и тем самым некая борьба с тайной. Он не умеет познавать по-другому, его не научили.

Противоречие сильное, ведь в нем две стороны БОРЮТСЯ между собой. Такое противоречие нельзя просто "слить", многозначительно-томно сказав, что все противоположности едины.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Рациональность, свобода и любовь
« Ответ #12 : 04 ШоЭп 2014, 06:45:16 »

Интеллектуальный принцип и мистика


...в 1935 году было сказано такое:


Отвергала ли культура когда-либо в прошлом познавательный идеал, то есть сам интеллектуальный принцип? Вряд ли удастся найти для сравнения подходящую историческую параллель. Систематический философский и практический антиинтеллектуализм, какой мы сейчас наблюдаем, и в самом деле есть нечто новое в истории человеческой культуры. ... Современное сознание легко путает интеллектуализм с рационализмом. Даже те способы духовного постижения, что, избегая пристрастия к логическому анализу и пониманию, хотели с помощью интуиции и созерцания проникнуть туда, куда заказан был путь рассудку, всегда были нацелены на знание истины. Греческое слово gnosis или индийское jnana достаточно ясно говорит, что даже чистейшей воды мистика остается познанием. Ибо кто же, как не дух, движется в мире интеллигибельного! Идеалом всегда оставалось постижение истины. Я не знаю ни одной культуры, которая бы отвергала познание в самом широком смысле или отрекалась от Истины.(подробнее можно почитать тут)
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Интеллект и несуществование
« Ответ #11 : 22 ЬРп 2014, 15:48:13 »
Крайнее интеллектуальное усилие позволяет в иные мнуты прикоснуться мыслью к несуществованию, к ничтожеству, как некогда говорили. Но в обыденном состоянии человек боится иначе, не понимая того, чего он боится. А не понимает он ни вечности, ни бесконечности, ни небытия.

Лидия Гинзбург. Четыре повествования
(В кн.: Записные книжки.Воспоминания.Эссе.Искусство-СПб.2011.C.566)


Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

NN

  • Особые ограничения
  • Ариф
  • *
  • Сообщений: 1589
  • Reputation Power: 11
  • NN has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Рациональность, свобода и любовь
« Ответ #10 : 30 ЬРавР 2014, 11:23:32 »
Итак, социальный интеллект - это призрак, которого никто не видел, но все о нём говорят. (Перифраз.)

Или же совсем не говорят. Тема умерла.

NN

  • Особые ограничения
  • Ариф
  • *
  • Сообщений: 1589
  • Reputation Power: 11
  • NN has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Рациональность, свобода и любовь
« Ответ #9 : 27 ЬРавР 2014, 17:49:26 »
Насколько я понимаю,если существует так называемый социальный интеллект,существует и социальная тупость...
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%84%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

 ;D

Тупость - это отсутствие интеллекта, а не его наличие. По принципу альтернативности. Чем ещё "порадуете"? Вы не уклоняйтесь от темы-то: речь идёт, напомню, о социальном интеллекте, а не о тупости. Про тупость можете создать отдельную тему.

Ну, так существует социальный интеллект или нет - вы уже определились с этим?

iv2259

  • не жил- не был у бабушки
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Reputation Power: 42
  • iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...
  • серый дракончик
    • Просмотр профиля
Re: Рациональность, свобода и любовь
« Ответ #8 : 27 ЬРавР 2014, 17:37:40 »
Насколько я понимаю,если существует так называемый социальный интеллект,существует и социальная тупость...
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%84%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Ты живёшь в клетке и тебя волнует надпись на ней?!..

NN

  • Особые ограничения
  • Ариф
  • *
  • Сообщений: 1589
  • Reputation Power: 11
  • NN has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Социальный интеллект
« Ответ #7 : 26 ЬРавР 2014, 17:23:15 »
Цитировать
...
Интеллект ли социальный интеллект?
...
Социальный интеллект, если мы понимаем его как интеллект, — это способность к познанию социальных явлений...

Люсин Д. В., Ушаков Д. В. и др. "Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования"

Интересно, отшельники и схимники наделены социальным (от слова "социум") интеллектом? Спасибо.

Я знаю одного старца не здесь, но и недалеко отсюда, отшельника и схимника, и такой христианской премудрости, что нам с вами и не понять его. (Ф.М. Достоевский, «Бесы»)

Отшельники и схимники 1) молятся за весь социум, 2) пытаясь уравновесить зло и глупость в нём.

1) Вы часом не путаете ум (интеллект) и сердце? (В молитве ум сводится в сердце.)

2) "Перл"! Тщетны все такие попытки (типа на одной чаше весов - зло, на другой - глупость). Вы об чём вообще?!

Напомню: речь идёт о разновидностях интеллекта (sic!) - вербальном и невербальном, числовом и пространственном, текучем и кристаллизованном, а также о социальном интеллекте, а не о разновидностях молитвы. При чём здесь, собственно, молитва?!

Цитировать
Но я знаю не одного тролля,который думая только об удовлетворении своих примитивных желаний

Ну, и как успехи с удовлетворением ваших примитивных желаний? Захотелось потроллить? Вам это удалось!

И, вообще, вопрос был задан не вам. Себя вы можете не утруждать своими ответами (в которых равнопропорционально уравновешены зло и глупость) на мои сообщения.



iv2259

  • не жил- не был у бабушки
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Reputation Power: 42
  • iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...
  • серый дракончик
    • Просмотр профиля
Re: Социальный интеллект
« Ответ #6 : 26 ЬРавР 2014, 16:15:21 »
Цитировать
...
Интеллект ли социальный интеллект?
...
Социальный интеллект, если мы понимаем его как интеллект, — это способность к познанию социальных явлений...

Люсин Д. В., Ушаков Д. В. и др. "Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования"


Интересно, отшельники и схимники наделены социальным (от слова "социум") интеллектом? Спасибо.


Я знаю одного старца не здесь, но и недалеко отсюда, отшельника и схимника, и такой христианской премудрости, что нам с вами и не понять его. (Ф.М. Достоевский, «Бесы»)
Отшельники и схимники молятся за весь социум,пытаясь уравновесить зло и глупость в нём.
Но я знаю не одного тролля,который думая только об удовлетворении своих примитивных желаний
Ты живёшь в клетке и тебя волнует надпись на ней?!..

NN

  • Особые ограничения
  • Ариф
  • *
  • Сообщений: 1589
  • Reputation Power: 11
  • NN has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Социальный интеллект
« Ответ #5 : 26 ЬРавР 2014, 09:33:27 »
Цитировать
...
Интеллект ли социальный интеллект?
...
Социальный интеллект, если мы понимаем его как интеллект, — это способность к познанию социальных явлений...

Люсин Д. В., Ушаков Д. В. и др. "Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования"


Интересно, отшельники и схимники наделены социальным (от слова "социум") интеллектом? Спасибо.


Я знаю одного старца не здесь, но и недалеко отсюда, отшельника и схимника, и такой христианской премудрости, что нам с вами и не понять его. (Ф.М. Достоевский, «Бесы»)



Ева

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1470
  • Reputation Power: 10
  • Ева has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Социальный интеллект
« Ответ #4 : 25 ЬРавР 2014, 19:59:42 »
Цитировать
Итак, социальный интеллект обладает рядом характерных структурных особенностей:
• континуальным характером;
• использованием невербальной репрезентации;
• потерей точности социального оценивания при вербализации;
• формированием в процессе имплицитного научения;
• использованием «внутреннего» опыта.
Лишь последнее полностью отличает социальный интеллект от всех других видов интеллекта

Интеллект ли социальный интеллект?
Вероятно, главный вопрос, который возникает у человека, изучающего положение дел в сфере исследования социального интеллекта: а является ли в действительности социальный интеллект видом интеллекта? Такое сомнение порождается тем, что большинство общих теорий интеллекта смотрят на социальный интеллект с подозрением и опаской. Все более или менее объемлющие теории интеллекта рассматривают интеллект вербальный и невербальный, числовой и пространственный, текучий и кристаллизованный. Социальный же интеллект остается на периферии рассмотрения, удостаиваясь весьма робких суждений теоретиков. В самом деле, объект оказывается достаточно странным — не вполне ясным в плане измерения, не очень хорошо коррелирующим с общим интеллектом, а кроме того, обнаруживающим такие связи с личностью, что возникает подозрение — может быть, это вовсе не интеллект, а какое-то особое личностное свойство, состоящее в способности взаимодействовать с другими личностями? Это подозрение становится почти уверенностью, когда социальный интеллект определяется как способность не просто понимать людей и ситуации их взаимодействия, но и управлять ими или адаптироваться к ним. Другими словами, в определение социального интеллекта вводится не просто познавательный, когнитивный аспект, как в случае любого другого вида интеллекта, но и аспект поведенческий, влияние на среду. Если несколько преувеличить, это как если бы мы в определение пространственного интеллекта ввели способность не только понимать пространственные отношения предметов, но и изменять их форму и размеры.
Все же позиция, которая отстаивается в этой работе, состоит в том, что социальный интеллект является видом интеллекта, хотя и достаточно своеобразным. Будет показано, что на социальный интеллект могут быть распространены те закономерности, которые обнаруживаются в сфере общего интеллекта. При этом определение социального интеллекта должно быть также ограничено: умение взаимодействовать с людьми отнюдь не сводится к умению их понимать</b>, подобно тому, как умение рубить дрова не сводится к пониманию их пространственной конфигурации (пространственному интеллекту), а требует еще сенсомоторной координации, мышечной силы и еще много других способностей и навыков. <b>Социальный интеллект, если мы понимаем его как интеллект, — это способность к познанию социальных явлений, которая составляет лишь один из компонентов социальных умений и компетентности, а не исчерпывает их. Тогда социальный интеллект становится в один ряд с другими видами интеллекта, образуя вместе с ними способность к высшему виду познавательной деятельности — обобщенной и опосредованной.

Люсин Д. В., Ушаков Д. В. и др. "Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования"
"...Я - ты, и ты - Я, и где ты, там и Я, и Я во всём..." (Евангелие от Евы, цит. по св. Епифаний Кипрский: Haeres XXVI, 3)

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Re: Рациональность, свобода и любовь
« Ответ #3 : 25 ЬРавР 2014, 13:58:11 »
Один из аспектов интеллекта - социальный интеллект. Это способность человека понимать и учитывать поведение других людей. В гурджиевском учении, например, этой способности соответствует понятие  "внешнее учитывание".

Сам термин «социальный интеллект» был введен в психологию Э. Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях».

Источник

Очевидно, что достижение задач духовного воспитания - формирование доброты, учтивости, тактичности и других нравственных качеств - невозможно без развития социального интеллекта.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

NN

  • Особые ограничения
  • Ариф
  • *
  • Сообщений: 1589
  • Reputation Power: 11
  • NN has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Рациональность, свобода и любовь
« Ответ #2 : 22 дХТаРЫп 2014, 14:14:00 »
Re: Рациональность, свобода и любовь


Без разума (ratio) человек перестаёт быть Человеком Разумным, со всеми вытекающими последствиями: он превращается - как бы это помягче выразить? - в недочеловека в "овощ", с которым можно делать всё, что угодно. У такого человека поэтому не может быть и никакой свободы (по заголовку).

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Рациональность, свобода и любовь
« Ответ #1 : 22 дХТаРЫп 2014, 13:59:47 »
...рациональность, понятая как рефлексивная и критическая деятельность возможна только в определенной ценностной системе, по крайней мере, в системе, включающей свободу, взаимное признание, взаимное доверие. Рациональность не сводится к свободе, а свобода к рациональности. Но они взаимно предполагают друг друга. Вообще рациональность как важнейшая ценность культуры предполагает наличие определённых моральных обязательств, т.е. и сострадание, и самоотверженность, и любовь. Совокупность этих качеств и делает человека человеком.

* * *

Итак, рациональность была и остаётся одной из важнейших культурных ценностей, тем, что делает человека человеком. Свобода, взаимное признание, моральные ценности невозможны без рациональности, а рациональность без них.

В.А.Лекторский

Источник
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100