Кажется, я тут про договор не очень внятно изложил (два дела параллельно делал).
Затея с договором к формальным вещам никакого отношения не имеет. Ибо договор надо ВЫПОЛНЯТЬ (очень неформальное занятие). Договор - это когда добровольно соглашаешься встать в рамки вынужденности. И дальше - живёшь в этих рамках, и действуешь. Вылезаешь из проблем, НЕ посягая на эти добровольно поставленные рамки.
Самое главное в договаривании - это ВЗАИМОдействие. Если соглашаешься договариваться, уже не можешь относиться наплевательски к собеседнику (и его мнению). Уже вынужден СЛУШАТЬ (и соответственно, стараться понять, что он там такое имеет в виду). А это уже, как ни крути, - изменение бытия (на которое намекал Альтон).
Сейчас-то ведь оно как? "Ты сказал чушь", да и дело с концом. На самом деле ты сказал такое, что я опознаю как чушь. То есть чушь - это РЕАКЦИЯ, всего-то. Если признавать равенство в возможности ошибиться, то тогда неизвестно, откуда эта "чушь" лезет - то ли из моего говорения, то ли из твоего опознавания. То ли из того и другого вместе.
Надо попробовать эту РЕАКЦИЮ, эту "чушь" уничтожить. Но делать это можно ТОЛЬКО ВЗАИМНО, только вдвоём. В таком случае никакого права "тестировать" и "поучать" не существует.
Отсюда не следует, что один НЕ может оказаться более знающим (или быть менее автоматом, по выражению Альтона). Наоборот, именно так всегда и окажется. Но "экологичный" способ реагирования того, кто менее автомат, как раз состоит в том, чтобы дать собеседнику прояснить, что это за чушь он имеет в виду. Для такого прояснения усилий надо много, с обеих сторон (правда, тот, кто менее автомат, их сделает быстрее и легче, - я думаю, это должно быть понятно).
Для того же, кто более автомат, разговор будет менее приятен, - что опять очевидно. Но волков бояться - в лес не ходить. Спорить до хрипоты о том, кто тут дурак, а кто автомат, смысла не имеет. Нужно ПЕРЕСТАВАТЬ быть автоматом. Рамки вынужденности для этого очень даже подходят.