Виталий, вам еще раз огромное спасибо, но теперь уже совсем другого качества. Ваш последний пост отличным образом демонстрирует, как можно ДЕРЖАТЬ тему. И говорить - по делу. Не отвлекаясь на то, что " этот вопрос лучше было бы задать Корнаку".
Был бы очень рад, если бы смогли не увлекаться "корнаками" и держать тему далее.
Н.м.в. воля = желание, повеление, приказ.
Я тоже думаю именно так. Можно записать на заборе, по-моему (исключительно для удобства пользования термином "воля").
Допускаю расширение понятия воли и включение в него исполнение желания / приказа. Например:
"да будет воля Твоя"
"была б моя воля..."
Тоже согласен.
С другой стороны воля это - причина, а причинно-следственные связи образуют цепочку, поэтому, если что-то произошло, то, неочевидно, по чьей воле. Поэтому если "сознание успокаивает образы", то можно сказать, что образы успокаиваются по воле сознания (которое выступает ближайшей причиной успокоения). А раз так, то сознание имеет волю
А вот это более чем сомнительно. Раз
неочевидно, по чьей воле, то разве можно приписывать событию
первую попавшуюся волю? Конечно, нельзя не согласиться, что ОЧЕНЬ ЧАСТО человеческая речь именно так и поступает, то есть приписывает ВОЛЮ тому предмету, который находится БЛИЖЕ всего. То есть тому предмету, который ПЕРВЫЙ попался на взгляд. Но вы же понимаете, что это речь обыденная, занятая тем, что просто ОПИСЫВАЕТ происходящее. Она говорит: "Картина события выглядит так, как будто событие происходит по этой перво-близкой воле." То есть это речь ближайшего описания, поспешная (в смысле понимания) и поверхностная (в смысле проникновения в суть вещей). Ну и понятно, что из-за этой обыденности семантика слова "воля" сильно съезжает.
Но когда начинаешь вдумываться в ту самую суть вещей, то уже нельзя удовольствоваться простой обыденностью. Если воля - это желание-повеление, то неужели нам не важно, ЧЬЁ это повеление на самом деле. Тем более, что традиции (которые мы уважаем) всегда подчёркивают разницу между волей Господа и волей индивидуума. Источник воли - это очень существенно. Поэтому никак нельзя повторять за обыденностью поверхностное описание события.
Если "сознание успокаивает образы" (но не забудем, что и "образы успокаивают сознание"), то говорить о воле сознания можно только на обыденно-описательном уровне. Но сейчас, в этой теме, мы вообще-то хотим проникнуть несколько глубже поверхности. Потому что источник воли - это очень существенно, и как раз именно в этом месте. Сознание-то МОЁ, но воля обязана быть - НЕ МОЯ.