У Марка Аврелия (император-философ, правивший Римской империей в 161–180 годах новой эры; до нас дошел его личный стоический дневник «Размышления». — РП) есть дословная цитата из
Гераклита об этом: люди — «спящие работники и сотрудники мировых событий».
Смысл серии эмпирических доказательств в том, что люди делают все бессознательно. Гераклит прямо говорит, что большинство не отдает себе отчета в том, что делает. Он открыл идею бессознательного задолго до Фрейда.
По Гераклиту человечество живет абсолютно бессознательной жизнью, как зомби. Конечно, Гераклит не знал о зомби. Но он знал про сомнамбул! Когда он говорит о «спящих», речь именно о сомнамбулах — людях, которые ходят среди нас, что-то говорят и делают, но на самом деле их здесь нет. «Они тут, но их нет», — пишет Гераклит. Они отсутствуют, потому что живут в мире своих доксических фантазий.
«Пребывающих в забытьи» следует понимать не как спящих, а как сомнамбул, которые действительно не помнят, что делают, — они спят и погружены в свой доксический мир. По Гераклиту, такова большая часть человечества. Дополнительное подтверждение, что речь о сомнамбулизме, можно найти у Диогена Лаэрция (античный историк философии, написавший «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». — РП). Он пишет, что Гераклит «называл воображение священной болезнью». Священной болезнью греки считали эпилепсию. Это подтверждает метафору спящих как сомнамбул, потому что сомнамбулизм нередко бывает сопутствующим синдромом эпилепсии. Гераклит, возможно, употреблял термин «священная болезнь» в метафорическом смысле, как «сумасшествие» или «безумие». Обыденное сознание он считал безумием, бредом сумасшедшего.
Источник(via Р. С.)