Къеркегор, для разъяснения идеи абсурда, кроме абстрактных рассуждений опирается на вполне конкретный пример. Центральным героем его работы "Страх и трепет" становится всем известный, ветхозаветный персонаж, - Авраам. Къеркегор делает его олицетворением абсурда и веры, главных принципов, на которых должно строиться человеческое существование. Мы уже имеем понятие абсурда, в работе Къеркегора оно не раскрывается, конкретно упоминая о нем лишь вскользь, в действительности он посвящает ему всю книгу. Рассматривая повесть об Исааке и Аврааме, он раскрывает абсурд, как нечто, непосредственно ведущее к вере. Стоит нам признать абсурдность этого мира и человеческого существование, как все наше существование сводится к вере, вере безграничной, доходящей до абсурда, авраамовской вере. Авраам верит абсурдно, в его вере нет места разуму, он полностью отбрасывает его, беспрекословно следуя воле Бога.
История об Исааке и Аврааме сама по себе есть воплощения абсурда. Бог, устанавливая заповеди, сам же требует от человека их нарушения, что уже есть абсурд. Но еще большим абсурдом станет выбор Авраама. Бог сказал не убивать, эта заповедь не имеет никаких пояснений, ее формулировка простая и четкая: «не убей». Отсутствие пояснений показывает, что Бог не приемлет убийство, ни по какой причине, но разве приказ Бога не является достаточным основанием для совершения убийства? В этой ситуации, как бы он не поступил, в итоге его действия будут и верными, и ошибочными одновременно. Почему же и Библия и Къеркегор утверждают правильность выбора Авраама? Принято трактовать эту повесть, как проверку веры Авраама, так же ее понимает и Къеркегор. Он утверждает, что Авраам верил в то, что Бог не потребует у него Исаака, но готов принести его в жертву, если это потребуется.
«Он верил силой абсурда; ибо, по всем человеческим расчетам, речь не могла идти о том – в этом-то и состоял абсурд, – чтобы Бог, потребовав от него этого, в следующее мгновение вдруг отказался от своего требования. Он поднялся на гору, и даже в то самое мгновение, когда блеснул нож, он верил – верил, что Господь не потребует Исаака». Эта абсурдная вера и станет основой его философии, достигнуть подобной веры крайне сложно, даже сам Къеркегор признавал, что не способен повторить подвиг Авраама, в какой бы форме он не был выражен.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Авраам переступил разум и тем не менее каким-то усилием сохранился. Возможно познавательная способность, ЧЕСТНОЕ желание ясности, сталкиваясь с абсурдом приобретает новое качество, качественный скачок, после которого, оглядываясь назад, уже не может влезть в старую кожу. Есть много скореньконаписанных расхожих проповеднических толкований на этот фрагмент Библии. Но только Киркегор пытается влезть в шкуру Авраама и секунда за секундой попытаться приблизиться к тому, что пришлось пережить отцу, призванному Богом принести в жертву своего долго-жданного любимого сына. Но как только он (Киркегор) приближается к Абсурду, он сдается, у него нет сил шагнуть туда, куда смог шагнуть Авраам. Но ведь ЧТО-ТО дало Аврааму силу преодолеть Абсурд? Что? Вот вопрос. И даже непонятно - где можно было бы искать на него ответ (ясно, что не словесный) в наше время?