Осознанность и СамоОсознанность
(дополнительная глава к третьей книге "Человек и нетвердая часть Реальности")
Осознанность это состояние сознания в момент проявления зверя через личностные реакции, то есть это естественное природное состояние нашего сознания, определяемое в моменте состоянием всей психики, когда личность реагирует в соответствии с потребностями сущности, когда запросы от сущности реализуются гармонично с желаниями и потребностями личности. Осознанность является проявлением целостности всего нашего воплощения, когда человек становится единым и гармоничным, когда он становится самим собой.
Соответствующие осознанности личностные реакции есть практически у любого человека, так как изначально именно сущность является самым базовым фундаментов для построения личности. Даже если у человека вообще нет зверя, то личность сама образует какие-то контуры осознанности (и самого зверя), так как структура личности по своей сути заточена для того, чтобы коррелировать с сущностью. Любой человек имеет потенциал к достижению полноты проживания на том уровне, на котором он родился.
Тем не менее в нашем социуме нет никакой необходимости для проявления сущности человека, поэтому личность выстраивается по социальному шаблону, ориентированному на социальный заказ. Построение личности без учета сущностных потребностей приводит к поглощению областей, связанных с осознанностью, их уменьшению и разобщенности. В результате проявления осознанности становятся кратковременными и не эффективными, зверь не наполняется и исчезает. Тем не менее, эти проявления существуют, можно попробовать за них зацепиться в процессе работы с собой через СамоНаблюдение. Однако шанс выйти на осознанность для полноты проживания сильно осложняет ум человека, забитый книжными знаниями и воображением о том, как это должно быть. Особенно печально, когда воображение о себе подкрепляется практикантством, совершаемым по описаниям в книжках или ведущимся под руководством псевдо-наставников. Тогда личность выделяет важностью книжные поведенческие модели, закрывающие уникальные сущностные проявления в осознанности.
В редких случаях жизнь человека протекает так, что его деятельность определяется именно осознанностью. В этом случае осознанность растет вместе с наполнением зверя, она ориентирует под себя определенный участок личности, и человек неосознанно отдает приоритет жизни именно этой части своей личности. При осознанной работе маленькие и разобщенные участки личности, соответствующие состоянию осознанности, сливаются в устойчивую большую зону, где потребности личности совпадают с сущностными направлениями и человек обретает себя, полноту своего проживания. Если у человека красивый наполненный зверь, то даже если бытовые ситуации будут загонять его в другие области личности, то он все-равно будет возвращаться к зоне осознанности.
Нет никаких критериев, чтобы определить живет человек осознанно или нет. Ситуация аналогична картине, когда никто не может определить проявлял автор творчество или нет. Он мог скопировать эту картину, она могла ему присниться, сюжет мог кто-то подсказать, или сам автор мог, механически перебирая визуальные куски, случайно получить нужную для сюжета комбинацию. Точно так же ни один человек не сможет сказать живет кто-то осознанно или нет. Более того, человек даже не может точно сказать, когда он сам осознан, а когда нет. Личность тоже имеет свои потребности, и многие из них лежат настолько глубоко, что могут легко быть перепутаны с потребностями сущностными. На свои состояния тоже нельзя опираться, так как за состояние осознанности могут быть приняты вполне обычные личностные состояния, такие как общее положительное настроение, окрашивающее все восприятие, положительный тонус, легкие (эриксоновские) ИСС, чувство важности происходящего, чувство правильности текущей деятельности и прочее, и прочее. Подчеркиваю, обычному человеку нечем выделить осознанность среди массы похожих по форме чисто личностных состояний.
Однако один критерий есть совершенно определенный - осознанность не является результатом ИСС (измененных состояний сознания), которые могут быть использованы только очень грамотным учителем для расшатывания многотонных построений личности, похоронивших живые ростки осознанности. В процессе ИСС никакой осознанности не может быть вообще, по крайней мере, в виде адекватной формы. Расшатывание и живые ростки – это разные вещи. Само по себе расшатывание ничего не даст, кроме как почву для усиления рабства человека у собственного воображения, при определенном настрое придающего шатающемуся сознанию прочитанные в книгах формы.
Итак, осознанность характеризует полноту проживания через гармоничность работы всех составляющих воплощения человека. Человек может реализовывать полноту проживания, даже не осознавая этого как какие-то особые явления или реакции в его психике. Ничего особенного для рефлексии в осознанности нет, просто некоторые реакции и деятельность человека гармоничны его сущности, а некоторые отвечают лишь потребностям социума через социальный заказ. Отрефлексить это невозможно. Однако для проживания через осознанность совсем не обязательно уходить в монастырь, жить в бочке или часами просиживать в медитациях. Социальные потребности человек вполне может реализовывать через свою осознанность, гармонично с потребностями своей сущности. Иногда это просто эмоциональный настрой. На востоке говорят, что можно осознанно рубить дрова и носить воду. Но чаще всего осознанность проявляется в стратегических направлениях деятельности человека, в реализации тех его устремлений, которые ведут к образу жизни, максимально проявляющему саму осознанность.
Многие путают осознанность с похожими вещами. Особенно часто книжные эзотерики принимают за осознанность состояние повышенной концентрации внимания на своих книжно-эзотерических практиках, то есть обычную рефлексию и выставленного наблюдателя. Никакой эзотерики в этом вообще нет, это обычная обывательская беготня, основанная на мотивации самосовершенствования и исследования. Получаемые при этом результаты тоже не имеют никакого отношения к эзотерике, и широко используются лишь для ублажения своего ЧСВ. Обычный человек падок на чудеса, поэтому и распространяются заблуждения, что осознанность это какое-то особое повышенное внимание, особое «выпуклое» восприятие, способность видеть суть предметов и явлений, особое состояние сознания и прочее в этом роде. Однако в реальности нет ничего особенного в воспринимаемых рефлексией формах, через которых реализуется осознанность. Второе похожее явление, это термин Гурждиева проснуться. Этот термин действительно имеет отношение к эзотерике, и означает осознание тотальности своего невежества, дающее человеку способность к проявлениям усилий особого рода и реальному самонаблюдению. В психологии есть термин самосознание, под которым обычно понимают сознание человеком своих качеств, себя как нечто отличного от мира вообще. Так вот проснуться, значит придать своему самосознанию качественно иной уровень проявления, отойти от сознания себя как совокупности психических явлений, индивидуальности и общественного статуса, и приблизиться к пониманию себя как самости. Можно сказать, что проснуться это выйти на такое качество себя, которое позволяет начать переход от самосознания к самоосознанности. Есть и ещё один термин, который уважают книжные эзотерики, это просветление. Просветление это состояние гармоничности с реальностью, когда человек воспринимает себя как её часть всем своим воплощением. Так вот есть фраза «просветление есть, но просветленных нет», которая говорит о том, что просветления нельзя достигнуть, можно только двигаться в направлении просветления. Есть вероятность, что даже Будда не был полностью просветленным, ну а про других людей даже говорить не приходится. В принципе можно говорить о степени просветленности, но по-моему даже этого следует избегать чтобы не вляпаться в профанации.
Реальная эзотерика начинается с выхода на полноту проживания через осознанность. В какой-то мере это нужно даже тем, кто и безо всякой эзотерики живет осознанно, так как жизнь сложная штука, и нужно уметь сохранять осознанность даже там, где личность стремиться вставить реакцию вне осознанности. Или хотя бы эффективно возвращаться к себе, если ситуация потребовала реакций каких-то других частей нашей личности. Для этого нужно осознавать свою осознанность. Это очень сложный процесс, который можно назвать СамоОсознанностью, то есть постижения себя через осознанность в направлении вопроса КТО_Я. С выходом на СамоОсознанность начинается Путь.