Та моя тема перешла в странные (для меня) беседы о водородах и прочих несущих, так что я должен уйти.
Продолжаю читать Арендт, "Жизнь ума", том второй, "Воление".
О Гегеле.
Цитаты из книги будут набраны зелёным цветом, цитаты из Гегеля (приведённые Ханной Арендт) - синим. Подчёркивания сделаны Арендт.
Именно Гегель выстроил последовательную историю философии... - нечто неслыханное прежде, - .. был первым великим мыслителем, который отнёсся к истории всерьёз, то есть как к источнику истины.
Философ ещё никогда прежде не рассматривал так сферу человеческих деяний.. Эта перемена произошла благодаря одному событию - Французской революции. "Революция, - как признаёт Гегель, - возможно, получила первый импульс от философии, но её "всемирно-историческое значение" состоит в том, что впервые человек осмелился "встать на голову", то есть действовать в соответствии со своим мышлением.... Это был великолепный восход солнца... наступило действительное примирение божественного с мирским.... В такие времена политического поворота философия обретает своё место; это когда мышление предшествует реальности и формирует её. Ведь если одна форма духа [текущее положение вещей - прим. Тихона] уже не приносит более удовлетворения, философия остро на это реагирует, дабы понять причину неудовлетворённости". Во Французской революции принципы и мысли были реализованы; произошло примирение между "божественным" и "мирским" (людскими заботами).
Это примирение стоит в центре всей гегелевской системы. Он стремится понять Мировую историю как единую последовательность событий, чей конечный итог наступает тогда, когда "мирское есть духовное царство в наличном бытии"... Гегель отождествляет это "духовное царство" с "царством воли", поскольку желания людей с необходимостью приводят к области духа, и потому он утверждает, что "сама свобода воли, как таковая (то есть свобода, которую воля с необходимостью желает),... сама... есть абсолютное, ... она есть даже то, благодаря чему человек становится человеком". Ясно, что единственную гарантию того, что конечная цель развёртывания Мирового духа в мирских деяниях - это именно Свобода, можно обнаружить в той свободе, которая присуща Воле.
...
Достоверность гипотезы о "цели развёртывания Мирового духа" целиком зависит от допущения, что существует один Мировой дух, управляющий всей множественностью человеческих воль и направляющий их к обусловленной потребностями разума "осмысленности"... Аналогичное [??] решение мы находим у Хайдеггера, чьи прозрения по поводу природы человеческой воли несравненно более глубоки и чьё отсутствие симпатии к этой способности вполне откровенно (особенно в поздний период): ""Возникает мнение, будто источник воли к воле - это человеческая воля, между тем как, наоборот, человек задействован волей к воле, не осмысливая того, что он задействован".
Однако, все мы тут гегельянцы, только в разных отношениях. Тихон стремится к "обусловленной потребностями разума осмысленности". 4П-чики отождествляют "духовное царство" с "царством воли" (видимо, всё-таки по причине того, что "желания людей с необходимостью приводят к области духа". Или почему они так стремятся к Воле, в смысле чисто 4П-шного термина? Очень действовать хотят? Зачем это им?).
А прав оказывается Хайдеггер, - в том, что человек задействован волей к воле, не осмысливая того, что он задействован. Видимо, поэтому этот человек, стремящийся к Воле, и брыкается изо всех сил, когда зовёшь его что-нить осмыслить.
Похоже, что осознание и самонаблюдение - вещи ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ осмыслению.