Источники мистического чувства и опыта.
Самые развитые и утонченные качества человека опираются на какие-то базовые навыки или инстинкты. Мистические переживания, видимо, тоже имеют такого рода основу, присущую нам с детства.
1) Ощущение благодетельного, даже если порой невидимого, Присутствия. Это одно из самых ранних переживаний ребенка, который чувствует, что родители где-то рядом. В религиозной и мистической литературе этому ощущению соответствуют образы любящего небесного Отца (или Матери-заступницы, в христианстве Богоматери). "Он любит их, а они любят Его (Коран, 58:22); "... знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду" (Мф. 6:7) Также это может быть Друг или Возлюбленная (персидская суфийская поэзия).
2) Отсутствие четкой границы между психикой ребенка и средой, поскольку его “я” еще не сформировалось. Это так называемое океаническое чувство, продолженность человека в мир. В духовной традиции на этом переживании строится столь важная тема отказа от своего “я" и слияния с Всеобщим. В качестве метафоры здесь часто выступает волна и океан; волна перестает чувствовать свою отдельность и воспринимает мир глазами Океана.
3) Связанное с предыдущим пунктом ощущение всесилия. Между желаниями и их реализацией нет зазора или он незначителен - хотя бы потому, что желаний не так много и они относительно легко выполнимы.
Это богоподобное чувство всемогущества: "Он говорит будь - и оно бывает”(Коран, 6:73). Тот аспект духовной традиции, который связан с аскезой, можно истолковать как попытку вернуться в это состояние посредством уменьшения и упрощения желаний.
4) Характерное для чуть более поздней стадии развития ребенка удивление и восхищение от обнаружения новых объектов и связей между ними порождает мистическое изумление, предстояние перед Тайной. Как об этом пишет Э.Ионеску: "Когда изумление переполняет меня, я ни в чем уже больше не сомневаюсь. Я уверен что рожден для вечности, что смерти не существует и что всё чудо. Сияющее присутствие. Я благодарный свидетель и участник этого Богоявления".