О.Шпенглер в “Закате Европы” говорит об исторических псевдоморфозах.
Псевдоморфоз - термин минералогии:
“В слой скальной породы включены кристаллы минерала. Но вот появляются расколы и трещины; сюда просачивается вода и постепенно вымывает кристалл, так что остается одна пустая его форма. Позднее происходят вулканические явления, которые разламывают гору; сюда проникает раскаленная масса, которая затвердевает и также кристаллизуется. Однако она не может сделать это в своей собственной, присущей именно ей форме, но приходится заполнить ту пустоту, что уже имеется, и так возникают поддельные формы, кристаллы, чья внутренняя структура противоречит внешнему строению, род каменной породы, являющийся в чужом обличье. Минералоги называют это псевдоморфозом”.
Что такое исторический псевдоморфоз?
“Историческими псевдоморфозами я называю случаи, когда чуждая древняя культура довлеет над краем с такой силой, что культура юная, для которой край этот - ее родной, не в состоянии задышать полной грудью и не только что не доходит до складывания чистых, собственных форм, но не достигает даже полного развития своего самосознания. Все, что поднимается из глубин этой ранней душевности, изливается в пустотную форму чуждой жизни; отдавшись старческим трудам, младые чувства костенеют, так что где им распрямиться во весь рост собственной созидательной мощи?! Колоссальных размеров достигает лишь ненависть к явившейся издалека силе.”
Шпенглер приводит в том числе пример, который нам близок и понятен - Русь эпохи Петра I.
“... с основанием Петербурга (1703) следует псевдоморфоз, втиснувший... русскую душу вначале в чуждые формы высокого барокко, затем Просвещения, а затем - XIX столетия. Петр Великий сделался злым роком русскости.”
Можно предположить следующее: когда восточное учение, сложившееся в рамках религиозно-магической культуры, попадает на фаустианский Запад, формируется своего рода духовный псевдоморфоз. Он может принимать более внешние формы - как ношение экзотической восточной одежды (аналог замены русского платья на европейский костюм и бритья боярских бород при Петре). Могут возникать и более глубокие противоречия. Например, cтремление к Реальности для западной культуры тесно связано с познанием. В то же время учение, порожденное магической восточной культурой, нередко отвергает такой подход, больше уповая на чувства и переживания. И вот вопрос, который следует себе задать: является ли отказ от ценностей Запада непременным условием для продвижения к Реальности или же это просто особенность магической культуры, в рамках которой возникло импортированное на Запад учение. Это истина или особенность духовного псевдоморфоза?