Уничтожение нафсаКогда суфии говорят об уничтожении нафса и используют выражение "исчезновение нафса", речь идет о контроле над ним. Имеются в виду исчезновение свойств, характерных для нафса, и их трансформация в качества, свойственные совершенному человеку. Сам нафс, однако, неуничтожим, поскольку это просто нижний слой психики, начальный уровень развития. Когда суфии говорят, что у такого-то человека нет нафса, они имеют в виду, что свойства нафса были преображены в положительные человеческие качества и что в этом человеке не осталось и следа нафса.
Один из пробужденных сказал:
Уничтожение нафса означает уничтожение
его безобразной природы.
АттарАбу Бакр Сайдалани говорил:
"Единственно подлинная жизнь возможна со смертью нафса, в результате которой оживает сердце". И он продолжал: "Невозможно уничтожить нафс посредством нафса. Это может быть достигнуто только в Боге, да и то лишь посредством усердствования в служении Богу". Он также говорил: "Величайшая благодать — уничтожить нафс, ибо он — величайшая завеса между тобой и Богом. Нет постижения Реальности без смерти нафса ".
(
Джавад Нурбахш, "Психология суфизма")
Как указывает 'Аттар:
Что такое материальная природа?
Тащиться от одной грязной лужи к другой,
Подобно ослу, повторяющему свой путь
вновь и вновь.(Ссылка - там же.)