Отступление в классику.
Шейх ибн 'Ата' Аллах (1260 - 1306 гг. х. э.) Из "Книги мудростей" (
Китаб аль-Хикам):
"
Луч света сокровенного разума удостоверяет тебя о близости Бога к тебе, око сокровенного разума удостоверяет тебя о твоем небытии перед ликом Его бытия, а истина сокровенного разума удостоверяет тебя о Его бытии и что нет ни твоего небытия, ни твоего бытия."
Комментарий переводчика:
Это очень важное изречение, потому что в нем каждое из приведенных ключевых понятий суфийского гносиса соотносится с другими в строгом иерархическом порядке. Это изречение не характерно для Ибн 'Ата' Аллаха, который обычно не обременял себя трудом разъяснять простые, или базисные, понятия, а сразу обращался к наиболее существенным аспектам суфийского Богопознания.
В этом же изречении говорится о начале, середине и конце Пути к Богу, или об этапах суфийского Богопознания. Луч света сокровенного разума означает <'
илм аль-йакин> - теоретическое, доктринальное знание истины, т. е. Бога, добываемое с помощью доказательств и логики в посюстороннем мире <
Мулк> (низший онтологический уровень бытия); око сокровенного разума означает открытость <оку сердца> суфия Абсолютной реальности (Бога), или этап мистического постижения суфием потустороннего, сокровенного мира божественных повелений <Малакут> (средний онтологический уровень бытия); истина сокровенного разума означает <
хакк аль-йакин> - безусловную, самоочевидную (абсолютную) истину, или конец мистического Пути, где суфий <соединяется> с Божеством и пребывает в мире <
Джабарут> (высший онтологический уровень бытия) в состоянии недифференцированного единства с Ним во всем: в знаниях, в качествах, в результате чего, как разъяснял шейх Ибн 'Ата' Аллах, суфий удостоверяется, что в действительности существует только Бог и что нет ни небытия суфия, ни его бытия.
* * *
Ибн Аджиба, один из авторов комментариев к <Китаб аль-хикам>, следующим образом определял предмет суфийского Богопознания - <ма'рифат>: <Предмет познания суфиев - божественная сущность. И постигается она как средствами рационального характера, так и методом интуитивного созерцания (<шухуд>). Обычным знанием пользуются начинающие суфии-<талибун>, а методом <шухуд> - суфии-<василун> (достигшие конца Пути к Богу)>. Также среди суфиев широко бытует мнение, что предметом суфийского <магрифат> является человеческая душа <нафс>, сердце <калб> и дух <рух>, так как подвижничество на суфийском поприще предполагает духовное очищение и моральное совершенствование, которые являются условием для успешного <прохождения> суфия по Пути к Богу. <Кто познает себя, познает и Бога>.
* * *
<Ма'рифат> является сквозной темой этой книги. При всей причудливости авторского хода мыслей и прихотливости грамматического строя изречений в тексте доминирует основное метафизическое положение, классическое в суфизме: божественная Единственность (<ахадийа>) абсолютна, вечна и обладает подлинной реальностью, а вещи и явления материального мира - тленны, а потому иллюзорны, и реальность их чисто символична. Ибн Ата Аллах в изречениях интерпретирует в суфийском духе основной принцип ислама, принцип единобожия (<таухид>) и приходит к обоснованию метафизических представлений суфизма. Формула исламского исповедания веры (<шахада>) (<Ла илаха илла Аллаха> (Нет богов, кроме Аллаха)) была предельно радикализирована Ибн 'Ата' Аллахом, в результате чего принцип единобожия (<таухид>) был переформулирован в принцип единственности Бога (<ахадийа>), что привело к укреплению суфийских онтологических представлений его предшественников: существует только Бог. Остальное - иллюзия и фикция.
-----------------------------
Книга мудростей (Китаб аль-хикам). - Уфа: РИО РУНМЦ Госкомнауки РБ, 2000. - с. 74
Пер. с арабского И. Р. Насыров. Под редакцией, с комментариями и примечаниями И. Р. Насырова.
Текст "Книги мудростей" частично опубликован здесь:
http://www.sufism.ru/webmag/public_html/article.php3?story=20031007150258218