вот что говорит по поводу "сукр"(духовное состояние опьянения) и "сахва"(духовное состояние трезвости)имам Раббани Накшбанди каддаса ллаху сирраху азиз:"...подобно тому как существует в шариате "куфр"(неверие) и "ислам",в тарикате также существуют "куфр" и "ислам".И подобно тому как "куфр шариа"-недостаток и изьян,а ислам в нем -совершенство(камаль),тоже самое "куфр тарика"-недостаток и изьян,а ислам здесь совершенство.
"куфр тарика" представляет собой "макам джамаа"(соединения,единства).Здесь рзличение между Истиной(хакк) и ложью(батиль) утрачено.Основа "куфр тарика"-преобладание страстной любви к Возлюбленному над разумом и забвение,стирание из памяти всего,что не Бог,поэтому этот "куфр" принимается Аллахом,в отличии от "куфра шариата" причина коего-невежетсво(джахль)и чистое неповиновение.
"ислам тарика" представляет собой "макам фарк"(множественности,разделения),после прохождения саликом "макама джама".Этот "макам" характеризуется различением между Истиной и ложью,добром и злом.Между "исламом тарика" и "исламом шариата" имеется связь,более того,оба "ислама" здесь -"ислам шариата".Разница между ними в том только,что "ислам шариата" представляет собой по большей части форму(здесь данные откровения не подтверждены мистическим вкушением(завк),вера здесь либо носит подражательный характер,либо подтверждена разумными доказательствами.Представители этих двух ступеней,по словам ибн Араби,находятся за завесами),в то время как "ислам тарика" представляет собой "реальность ислама"(хакикатуль ислам)(на этой ступени,данные откровения,подтверждены уже состоянием,этом "макам хаккуль йякын".)"куфр тарика" при этом делении стоит выше "формы ислама"(суратуль ислам),но ниже "реальности Ислама".Далее,все те из учителей,с чьих уст слетали слова,внешний смысл которых противоречит шариату("шатахат"),находились на этом "макаме куфр тарика",который суть-доховное состояние "опьянения"(сукр)и утрата различения.Однако,величайшие из "машейх",которые почтены были "государством реальности ислама",совершенно свободны от того,чтобы произносить эти "шатахат",будучи в состоянии строгого следования шариату Пророков,как внутренне так и внешне.Человек,находящийся на этом "макаме единства",теряет различение между Творцом и тварением,так что сподобляется созерцания только Единства Единого,его состояние "сукр",здесь(и как следствие произносимые им "шатахат")признаются и принимаются.Однако,если исходят от него "шатахат" без определенного духовного состояния и без достижения первой,начальной ступени совершенства("фана"),так что не различает он здесь Истину от лжи,то таковой человек из еретиков и безбожников,цель которых-зделать недействительными Законы шариата и остновить призыв Пророков,да будет мир над ними всеми.Т.е подобные слова могут исходить как от правдивого так и от лжеца.Это "макам" на котором подскользнулись стопы большой группы мусульман,которые отошли от прямой дороги Ислама,следуя за изречениями великих представителей "сукр",падая,вследствии этого в долину заблуждения и убытка,зделав религию свою пылью развеваемой.И не ведали они,что для того чтобы приняты были эти слова(шатахат),неободимо наличие определенных условий,которые имеются у великих представителей "сукр" и отсутствуют у них.Главнейшее из сих условий-это абсолютное забвение всего кроме Истинного,Слава Ему.Основной же критерий различения между правдивым и лжецом здесь-это наличие строгого следование шариату и отсутствие его.Тот кто обладает истинным духовным состоянием не преступает границ шариата даже на размер волоска и это при наличии в нем "сукр" и отсутствии различения.Мансур аль-Халладж,каддасу ллаху сирраху,совершал в темнице,будучи в канадалах по 500 ракатов намаза еженощно и это после произнесения "шатха" "Я-Истина".Что же касается лжеца,цель которого зделать недеыствительным Закон Аллаха,то исполнение предписаний Ислама,становятся для него тяжелой мукой,подобно несению горы "Каф".Сказал Аллах:" Тяжело для многобожников то,к чему призываешь ты их." Коран..