Скончался великий русский филолог Сергей Аверинцев.
В субботу в Вене на 67 году жизни скончался выдающийся русский ученый, культуролог, переводчик, литературовед, доктор филологических наук Сергей Аверинцев.
Согласно завещанию Аверинцева, тело его будет кремировано, а прах захоронен в Москве на Даниловском кладбище.
Сергей Сергеевич Аверинцев родился 10 декабря 1937 года в Москве. В 1961 году окончил классическое отделение филологического факультета МГУ. Работал в Институте истории и теории искусства (1965-1971 гг.) и в Институте мировой литературы АН СССР. С 1987 года - член-корреспондент Академии наук СССР. Лауреат премии Ленинского комсомола (1968), Гос. премии СССР (1990), премии "Триумф" (1992), ж-ла "НМ" (1999). В 2001 году Сергей Сергеевич стал лауреатом престижной международной "Премии сенатора Джованни Аньелли за диалог между культурными вселенными". По словам директора "Фонда Дж. Аньелли" Марчелло Пачини, Аверинцев удостоен был удостоен этой награды не только как ученый, но и как общественный деятель и гражданин, сыгравший видную роль в утверждении ценностей демократии и правового государства в современной России.
C. Аверинцев - член СП СССР (1985), Русского ПЕН-центра (1995), председатель Русского библейского общества (с 1990), междунар. Мандельштамовского общества (с 1991), президент Ассоциации культурологов. Член редколлегий "Большой Российской энциклопедии" (с 1996), ж-лов: "Наше наследие", "НМ" (с 1996 обществ. совета), "Вестник РХД", "Родина", "Символ","Альфа и Омега" (с 1994), член редсовета ж-ла "Человек", обществ. советов "ЛГ" (с 1990;1990-97), ж-лов "Знамя", "ИЛ", междунар. обществ. совета ж-ла "Новая Европа", междунар. редсовета ж-ла "Arbor mundi. Мировое древо", попечительского совета АО "Обществ. российское телевидение" (с декабря 1994). Доктор церковных наук (Рим, 1992), академик Европейской академии (1991), Всемирной академии культуры (1992), академик Папской академии обществ. наук (1994). Нар. депутат СССР от АН СССР (1989-92).
Автор переводов и работ по истории и литературе позднеантичной, раннехристианской и средневековой эпох, философии и поэзии русского серебряного века, русской религиозной философии. Среди них: "Плутарх и античная биография" (1973), "Поэтика ранневизантийской литературы" (1977, 1997), "Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье" (1986), "Риторика и истоки европейской литературной традиции"(1996) и другие.
Опубликовал серии статей в "Философской энциклопедии" и энциклопедии "Мифы народов мира", в научной и массовой печати. В частности, посвященные христианству статьи Аверинцева в "Философской энциклопедии" не имеют аналогов в советской истоиографии.
Сергей Аверинцев, которого называли одним из самых блестящих представителей православной культурной традиции, был настоящим духовным лидером отечественной интеллигенции. На его лекции в советское время ходили множество людей, подчас не имевших отношения к истории и филологии. Роль Аверинцева для русской и мировой культуры, вероятно, можно будет оценить лишь в будущем. Его книги и статьи не только стали для многих ключом к воспринятию христианской культуры и цивилизации, но и открыли целое направление в отечественной философии, обозначив христианское понимание национально-культурной самоидентичности и межцивилизационного диалога.
http://www.regions.ru/article/any/id/1418800.html* * *
В журнале "Суфий" опубликованы стихи С.Аверинцева:
Он сказал им: довольно.
Лука. 22:38
Что нам делать, Раввуни, что нам делать?
Пять тысяч взалкавших в пустыне --
а у нас только две рыбы,
а у нас только пять хлебов?
Но Ты говоришь: довольно --
Что нам делать в час посещенья,
где престол для Тебя, где пурпур?
Только ослица с осленком
да отроки, поющие славу.
Но Ты говоришь: довольно --
Иерей, Иерей наш великий,
где же храм, где злато и ладан?
У нас только горница готова
и хлеб на столе, и чаша.
Но Ты говоришь: довольно --
Что нам делать, Раввуни, что нам делать?
На Тебя выходят с мечами,
а у нас два меча, не боле,
и поспешное Петрово рвенье.
Но Ты говоришь: довольно --
А у нас -- маета, и морок,
и порывы, никнущие втуне,
и сознанье вины неключимой,
и лица, что стыд занавесил,
и немощь без меры, без предела.
Вот что мы приносим, и дарим,
и в Твои полагаем руки.
Но Ты говоришь: довольно --
* * *
Неотразимым острием меча,
Отточенного для последней битвы,
Да будет слово краткое молитвы
И ясным знаком -- тихая свеча.
Да будут взоры к ней устремлены
В тот недалекий, строгий час возмездья,
Когда померкнут в небесах созвездья
И свет уйдет из солнца и луны.
http://www.sufism.ru/webmag/public_html/article.php3?story=20020724021940136