...
Дорогой Олег,
приведенные Вами материалы, безусловно представляют определенную ценность. По крайней мере, показывают, что сделал великий Мастер для поддержания культурной среды, в которой, помимо всего прочего, должен присутствовать постоянный интерес к поискам Знания, к поискам людей, могущих помочь в этом отношении. Наличие такой среды – исключительно важно. По отзывам специалистов, на Западе такой среды долгое время не было, и только сейчас она начинает образовываться. Но даже такая среда - только начало.
Понимаю Вашу привязанность и любовь к чтению материалов востоковедческих исследований, идущую с детства, а также Вашу склонность, по моему нескромному мнению, к традиционализму (что несколько отличается от Традиции), то есть к заботе «о бороде и тюрбане» – выполнению традиционных ритуалов и ношению традиционных одежд (по крайней мере, дома), желанию, чтобы и все близкие были правильными мусульманами, нелюбовь к большим городам типа Москвы, где так много «нехорошего» и ко всякого рода новаторствам и новаторам.
Поэтому предлагаю Вашему вниманию несколько историй, из Традиции Ходжаганов, о великом Мастере Яси – или что выросло из той самой финиковой косточки.
Ахмад ЯсавиКогда Ясави начал обучать, то вскоре около него собрались и потенциальные ученики, и люди самого разного толка. Все они слушали его беседы, но все громче и громче раздавались голоса, чтобы он ввел для них регулярную программу обучения.
Ясави ответил, что намерен построить специальное здание, Теккию, где можно было бы выполнять упражнения наподобие тех, что выполнялись по всему Туркестану.
Под его руководством несколько сотен людей шесть месяцев работали над сооружением этого величественного здания.
Когда работы были закончены, Ясави сказал:
«Все, кто хочет пройти обучение в стенах этого здания, встаньте, пожалуйста, справа, вон там. Те же, кто не хочет этого, встаньте вон там, слева».
Когда образовалось две группы, Ясави сказал:
«Я распускаю тех, кто стоит справа: я ничего не могу сделать для вас, поэтому возвращайтесь туда, откуда пришли.
Остальные могут стать моими учениками. Их первым заданием будет снести эту Теккию».
Отвергнутые ученики были весьма разочарованы и стали распускать слухи, что Ясави сошел с ума. Но именно такая разборчивость этого Божьего безумца и дала начало Учению Мастеров.
Дорогой Олег, задайте себе вопрос, куда бы стали Вы – направо или налево? :wink:
Не торопитесь только с ответом, ибо современники Мастера действительно пережили шок от этих его действий.
Учение без словВеликий Мастер Ахмад Ясави из Хорасана девять лет поддерживал странный, нерегулярный контакт с некоторыми из своих учеников. Это были: Шабаз, Лукман, Джалал и Джан-Нуш. В течение этого времени он не давал им никаких словесных инструкций, не выполнял с ними никаких ритуалов и не изучал с ними никаких книг.
Вместо этого он велел этим ученикам наблюдать за ним и заниматься прикладными искусствами, что включало ковроткачество и строительство, а иногда и их собственные профессии. В городе Балхе время от времени он призывал их к себе, чтобы показать определенный объект, который необходимо было им показать. Для остальных занятий он посылал их слушать внешне не относящиеся к делу пояснения, даваемые другими людьми.
Благодаря его внутренней силе, весь накапливаемый этими последователями опыт стал трансформироваться в их сознании. Такой процесс известен как «обучение посредством символов». Временами эти четверо бывали в сильнейшем недоумении: «Почему нам нельзя присутсвовать на встречах-упражнениях нашего Мастера?»
И все же именно они стали мастерами, основателями орденов, и в итоге достигли Высшей Цели.
Да будет свято их глубочайшее сознание.
Из книги Джанги Ханабади «Isharat-i-Khwajagan» (Знаки Мастеров).Ахмад Ясави умер в 1166.
Одно без другогоЗаписано, что однажды к Ахмаду Ясави, суфийскому мастеру из Туркестана, пришел человек и сказал:
– Учите меня без книг и позвольте мне учиться пониманию, минуя посредничество мастера, так, чтобы ничто не стояло между мной и Истиной, ибо все люди бренны, а чтение книг не просвещает меня.
Ясави сказал:
– Ты хочешь есть, не пользуясь ртом, и переваривать пищу без помощи желудка? Быть может, ты еще хочешь ходить без ног и покупать, не внося платы? Я смогу удовлетворить твое желание, но не ранее, чем ты сумеешь избавиться от соответствующих органов своего тела, подобно тому, как ты хочешь избежать того, что придумано для твоих духовных органов. Только представь себе на секунду, как сможешь ты есть без пищеварительной системы, как ты обратишься к суфиям, прежде чем услышишь о них посредством слов, которые ты так не любишь? Как сможешь ты желать мудрости без ее источника, подходящего твоему состоянию? Забавно, быть может, проводить время, размышляя об учении без книг, как основы, и думать о получении опыта без учителя. Так же забавно, наверное, мечтать о чудесах и магии. Но каков тогда будет постоянный результат от такой деятельности кроме забавы?