Несколько лет назад к нам приехал коллега, казахский ученый. Хочу повидать, говорит, древние башкирские памятники.
Я поначалу опешил: не ослышался ли я?.. Разве сохранились у нас такие памятники? Даже если и сохранились, то они, конечно же, не чета таким, как известный город Отрар в казахских степях или же прекрасные мавзолеи Туркестана.
Посоветовавшись, мы решили показать нашему гостю гробницы в Чишминском районе. Хотя они и не самые древние, и не самые изящные, но всё же это исторические памятники. К тому же, добираться до них совсем недолго.
И вот мы входим в кэшэнэ Хусаинбека. За какой-то час из двадцатого века перенеслись в средние века, в другую эпоху.
Кэшэнэ - архитектурные сооружения из камня или кирпича над могилами знатных людей - воздвигались во многих средневековых исламских государствах. Кэшэнэ Хусаинбека типично для того времени. Хусаинбек был сыном «великого Бека Гумера Тяряского в Туркестане», о чём свидетельствует надпись на могильной плите. Дата его смерти 1341 год (742 год хиджры). Сооружение имеет прямоугольное основание и купольно-сводчатый потолок. Стены мавзолея выложены из камня на известковом растворе.
Внутри мавзолея могильная тишина. Наш гость литературовед Рахманкул Бирдебаев молча разглядывает могильную плиту, стены.
Кэшэнэ Хусаинбека построено в XIV веке. По некоторым сведениям Хусаинбек был хазретом в Булгарии. Есть также сведения, что он был мюридом Ахметхужи Ясави. Этот мавзолей в свое время посетили русские учёные Павловский, Юматов, Игнатьев. В 1911 здесь была произведена реставрация на средства Духовного собрания мусульман.
Кэшэнэ находится на кладбище Акзиярат. Здесь много древних могил башкирских батыров из племени мин. Могильные плиты - тоже немые свидетели истории.
Недалеко от Акзиярата находится ещё один мавзолей - кэшэнэ Турахана. По преданию, это сооружение являлось «Домом суда», где проходили судебные процессы. Рядом когда-то была каменная мечеть. Вместе они образовывали единый ансамбль ритуально-архитектурных сооружений и когда-то принадлежали башкирским ханам. Кэшэнэ больше напоминает башкирскую юрту, о чём писал ещё архитектор Барый Калимуллин. Перед входом, обращённым на восток, находился сводчатый портал высотой 3,4 метра с площадкой и ступенями внутрь. Вход закрывала дубовая дверь.
Такие кэшэнэ - свидетельство того, что наши предки обладали высокой культурой строительства из камня. Мавзолеи образовывали целый некрополь: так много здесь их было. От многих из них остались лишь фундаменты, да и те заросли травой.
Если прислушаться к камню всем сердцем, то он может многое рассказать.
Наш гость остался доволен впечатлениями, и я с гордостью подумал о тех наших предках, которые построили эти мавзолеи. Мы вправе гордиться ими.
Гайса Хусаинов. "ГРОБНИЦА"