http://www.sufism.ru/forum/viewtopic.php?t=1420Вопрос: что такое Высшее Знание.
Что это за такое особое знание, чем оно отличается от не высшего. Если это знание чего-то конкретного, то чего именно? Во многих историях упоминается, люди его ищут, но не очень понятно что это такое.
* * *
Есть несколько способов
уйти от ответа на этот вопрос.
Например:
1) Речь идет о Высшем Знании, а мы люди не высшие, скромные, нам такое знание недоступно, так что и говорить тут не о чем.
2) Высшее знание это знание, связанное с высшими способностями (высшие центры, латаифы, обладание баракой и тому подобное).
Первый ответ неудовлетворителен, поскольку высший вид знания абсолютизируется и отделяется от знания как такового. В духовной науке, как и в науке вообще, более низкие виды знания должны быть составляющей более высокого знания, ступенькой для более высокого понимания.
Второй ответ не представляет интереса, поскольку подменяет одно неизвестное другим. Сказать, что высшее знание это знание посредством бараки или высших центров (если о бараке и высших центрах ничего толком сказать нельзя) - все равно что не сказать ничего.
* * *
На заданный вопрос можно попытаться дать ответ, если мы рассмотрим высшее знание в его отношении к не высшему. Вопрос можно переформулировать так:
Какие виды знания, значимые с точки зрения духовного развития человека, доступны "избранным" и недоступны большинству обычных людей? Если такое знание существует, оно вполне может называться Высшим.
* * *
В качестве "кандидата" на роль такого знания я бы предложил, например, знание самого себя. (Само собой разумеется, что Высшее Знание не обязательно сводится только к этому).
Хотя и обычный человек знает себя немного, в большинстве случает его знание самого себя носит случайный и избирательный характер. Многое блокируется, вытесняется в подсознание. Все, что угрожает нашему образу самих себя, обычно вызывает сопротивление психики и фильтруется.
Подлинное (Высшее) знание самого себя не противоречит просто знанию самого себя, но оно гораздо более сложно и изощренно, дается упорным трудом и требует храбрости. Подлинное знание себя доступно лишь небольшому количеству людей. И оно, несомненно, важно с точки зрения духовного развития. Таким образом, подлинное знание себя соответствует предложенному определению Высшего Знания.
* * *
В суфизме высшее знание называется
ма'рифа. Возможный термин для "продвинутого" суфия -
ариф ("гностик", познавший, обладающий боговдохновенным знанием). Еще один термин для гнозиса -
ирфан, он часто используется в персидском суфизме.
Гностическое постижение мира противопоставляется рациональному знанию (
илм, дискурсивное знание).
Марифа - интуитивное постижение, прозревание Реальности.
Иногда
марифа также противопоставлялся любви (
махабба), но большинство суфиев считает одно неотделимым от другого. Как пишет Газали, "Любовь без гнозиса невозможна - любить можно только то, что знаешь".
Появление гностических, или теософских, идей связывают с именем раннего египетского суфия Зун-н-Нуна. Самым влиятельным представителем гностического направления в суфизме является, без сомнения, ибн Араби. Книга У.Читтика о ибн Араби называется "Суфийский путь познания". (Эта книга как бы дополняет работу У.Читтика о Руми, которая называется "Суфийский путь любви").
* * *
Вопрос остается: можно ли указать на какие-то особенности
марифата, является ли он своеобразных методом, который можно использовать? Можно ли хоть как-то, приблизительно, при помощи намеков и символов сформулировать, что именно делает гнозис таковым, то есть какое знание можно считать Высшим?