"Утверждая, что благородная душа нисходит в человеческую душу, чтобы направлять всю совокупность ее сил или действия, Данте, таким образом, выходит за все дозволенные границы: благородный человек поистине становится замным заместителем Всеединого. Он не просто вписан в порядок вселенной, но сам этот порядок заложен в благородном человеке. Он является сошедшим на Землю nexus mundi, или, по другой метафоре, горизонтом Неба и Земли. "Влияние" оказывается уже не на него, но в нем и через него...
Сделав из души благородного человека благородную душу, нисшедшую к нему, Данте выступил учеником Альберта Великого: он определил тип космического человека, который своим интеллектом "есть некоторым образом все вещи", который восходит к "образу субстанциональной реальности мира" и сам является "микрокосмом", содержащим в своем мышлении "универсальность бытия". Иными словами, сказанное Данте не было чем-то совершенно новым, но не было и "аверроизмом", как об этом часто пишут. Мы имеем дело с настоящей программой метафизики, с программой "возвращения" (fil-ma'ad), ранее сформулированной Авиценной...
Благородный человек Данте - это суфий. Существует ли такой человек? Ответ положительный, поскольку иначе не было бы философов и философии, а без философии мир не мог бы существовать. Однако не следует забывать об уровнях священства и обожения. Совершенный человек, то есть совершенное зеркало, способное дать совершенный образ "Формы всего", если не реален то, по крайней мере, возможен. Данте очерчивает его профиль, парафразируя (без ссылок) отрывок из трактата Альберта Великого О сне и бодрствовании. Речь идет о гипотезе, придающей, однако, смысл всему существованию. Предположив, что все добродетели участвующие в формировании человека, - комплекция, порождающая сила влияние звезд - соединяются в своем максимальном проявлении, появляется возможность существования совершенно благородного человека или второго Бога, ставшего человеком".
Ален де Либера. Средневековое мышление.
(курсивы автора, выделение мое).