В контексте дискуссии оказаться на суше (для рыбы), очевидно, означает умереть (для человека). Тогда он(а), ясно море, захочет обратно в воду (жить). Но, поскольку обратно жить начнёт уже не тот, кто умер, а совершенно уже неизвестно кто, следовательно тот, кто собирается сейчас вылезти на сушу, так и не узнает, чем суша отличается от моря. Отсюда для живущих вытекает единственная возможность: почаще (как советует коллега zv) думать о смерти. Строить всякие полезные гипотезы, предположения... Или не думать, а пытаться попасть во что-то похожее на смерть: сон, полусон, наркоз и прочие медитации и концентрации. Или часто ходить по краю пропасти (чтоб поближе к суше, чтобы чувстовать её, так сказать, "всеми жабрами". Или фибрами?..).
Интересно, что если "рыба живет в воде, а думает, что на суше", то ничего принципиально не меняется. Если человек совершенно неправильно представляет себе свою сущность (примерно как в "Матрице"), то у него не может быть достоверных методов проникновения в истинную природу вещей (и себя). (В фильме это возможно лишь потому, что фильм этот - сказка. Или "сказочка";). Человек по-прежнему может только раздумывать о том, жив он или, скорее, мёртв. Робот он, или творец (криэйтор;). Тварь он дрожащая или право имеет.
А откуда у рыбы жажда познания - мне кажется, вопрос неправильный. Рыба просто по определению - существо без перьев, имеющее жажду познания. Без этого свойства рыба будет уже не рыба, а, например, рак.