В.Ю. Завьялов "Необъявленная психотерапия"
М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая Книга, 1999. - 250 с.
«ГЛАВА 2
МИСТИЦИЗМ ПЛАЦЕБО
...
2.2. ЭРОТИЧЕСКИЙ ФАКТОР В ЦЕЛИТЕЛЬСТВЕ
Лечебный магнетизм
Остроумный Шамфор, наблюдая, очевидно, существу-ющую в его время практику лечения «магнетизмом», приводит типичный медицинский анекдот. Доктор осмат-ривает больную даму и ставит диагноз: “Ваша болезнь, мадам, происходит от того, что у вас нет мужчины. И вот он перед Вами!”.
А практика гипнотизации была в конце XVIII века та-кова: “магнитизер” -мужчина охватывал талию пациентки и наклонял ее, наподобие фигуры танго, так, чтобы она “па-дала”, а он ее удерживал; при этом ему нужно было смотреть в глаза, сближать лица. В момент “кризиса” дыхание доктора и пациентки “соединялось” и прочее. Очевидно, память о таком начале “современной научной психотера-пии” сохранилась до наших дней, поскольку на одной из учебных таблиц по психиатрии, выпущенных Медгизом, была фотография сеанса под названием «психотерапия». На ней был изображен доктор и молоденькая пациентка. Док-тор держал пациентку за голову, обхватив ее так, словно приготовился к долгому, протяжному, глубоко проникающему поцелую. Их дыхание, очевидно, тоже соединилось. Какая женщина при таком лечении удержит свои симпто-мы, особенно, если эти симптомы невротические, перхо-дящие, связанные с дефицитом любви и общения? Редкая женщина дойдет до середины “сессии”, не позабыв, от чего она пришла лечиться!
Леон Шерток (1993, с. 170) приводит некоторые выводы из тайного доклада Королевской комиссии Франции 1784 года, где осуждался месмеризм. Это был второй доклад, не для широкой публики. В первом доказывалось отсут-ствие каких-либо научных доказательств существования «животного магнетизма» и целительных “флюидов”.
Лечебные эффекты, которые все же были, и их нельзя было игнорировать, объяснялись результатом деятельности воображения, то есть плацебо-эффектом. В тайном докладе говорилось о том, что “животный магнетизм” опасен для нравов, поскольку пациенты в кризисе проявляют явные признаки сексуального возбуждения. Хотя дело было не в технике гипнотизации, а в физической близости разнопо-лых врача и пациента.
Страх перед сексуальностью в процессе лечения оставал-ся длительное время, пока в работах З. Фрейда не получил полную рационализацию – теорию трансверта и контр-трансверта. Врачу предписывалось осознавать свои сексуальные фантазии и влечения и оставаться полностью “ней-тральным”, какие бы страсти не кипели у его пациентов. В то же время широкая общественность поняла из психоана-лиза, что все болезни происходят из-за сексуальной не-удовлетворенности, вытеснения сексуальной энергии (ли-бидо) в бессознательное, из которого оно продолжает управлять сознанием с помощью симптомов. Таким обра-зом, понятна становится связь между исцелением и эротизмом: выход сексуальной энергии, свободное проявление эротических чувств, а также “возгонка” их, сублимация, превращение в высокие порывы, в эстетическую деятельность дают человеку исцеление.
Влюбленность в доктора – один из самых распространен-ных мотивов, описывающих взаимоотношения между вра-чом и пациентом. Все истории, связанные с такой влюблен-ностью, заканчиваются исцелением болезни, а иногда и свадьбой. Если мы вспомним русский фольклор, то легко представим, что происходит с основными персонажами вол-шебной сказки – женихом и невестой. Пока они не поже-нятся, их преследуют несчастья и болезни: у невесты – бо-лезни одержимости (она превращается во что-то мерзкое или недоступное для человеческого общения), а у жениха – болезни “утраты души” – депрессия, “кручинушка”, беспо-мощность, бессилие.
Магическме помощники и Сила любви спасает положение – препятствия преодолеваются, силы колдовства, зави-сти, злобы. Силы Смерти терпят сокрушительное пораже-ние, и влюбленные соединяются друг с другом для заключения брачного союза и счастья, о чем в дальнейшем описании всегда умалчивается.»