По материалам чата. (Суббота, 8 вечера по московскому времени. Вопросы курсивом).
>
В суфизме много символизма. Это помогает пониманию?
[wayter] > вполне может помочь. Поскольку нас интересует область "вещей невидимых", надо на них как-то указывать при помощи видимого. "Видимое это мост к невидимому", - говорят суфии.
>
почему непремено суфий должен быть опьяненным?опьянение в данном случае-иное состояние сознания?Об символе вина и опьяненности в суфизме:
http://www.sufism.ru/wacko/Slovar'SufijjskixSimvolov/P'janica?v=2af>
опять символизм. Но куда делся разум??[wayter] > разум никуда не делся. Но разум должен знать пределы своих возможностей. В суфизме есть "Путь познания" и "Путь любви" (и не обязательно их разделять)
не затуманивает ли символизм второго ясности первого?..как они соотносятся в одном человеке?[wayter] > в человеке есть разные стороны: ум занимается одним, эмоции другим. Иногда одно затуманивает другое, но это не означает, что нужно отказаться раз и навсегда от того или другого. В идеале ум, чувства и бытийный опыт должны находиться в гармонии и способствовать целостному восприятию реальности. Одно без другого - ущербно.
>
бытийный опыт - это что-то вроде жизненного опыта или другое?[wayter] да, жизненный опыт, который может изменить бытие человека. Может быть хороший ум и глубокие чувства, но без определенного жизненного опыта они либо не востребованы, либо неразвиты.
* * *
>
суфий-не отождествляется ни с чем?[wayter] суфий отождествляется с ничем)
>
ничто не является атрибутом творца.а суфий как я понял стремится к слиянию растворению в нем..[wayter] > у Творца, согласно суфиям, есть явленные атрибуты (некоторые из них суфий стремится перенять - атрибуты милосердия дозволены человеку), но также есть скрытые, область ничто, несравнимости с любыми нашими представлениями (похоже на апофатическое богословие, то есть отрицательное, христианской теологии и мистики).
>
а Вам не кажется, что явленные атрибуты - это пережиток антропоморфной модели Творца, от которой люди в силу естественных ограничений пока не смогли полностью отойти?[wayter] > пожалуй. но для меня "антропоморфный" не обязательно плохое слово. Люди не могут не проецировать себя и свои ограничения на все ими воспринимаемое. Важно это понимать и делать поправку.
[wayter] > человек, как и любой объект во Вселенной, не может своим бытием не отражать какие-то свойства целостной Реальности.
Хотя бы и в очень ограниченном и преломленном виде - как осколок зеркала или голограммы.
>
в таком случае-бытие человека само по себе есть проявленность творца.как ибытие любого объекта. зачем в таком случае искать непроявленность?[wayter]> искать именно потому, что бытие человека ограничено. Надо выйти за пределелы себя (extasis - экстаз, выход за пределы). И тут возникает опять тема опьяненности.
>
все таки опьяненность у меня асоциируется с неосознанностью [wayter] > а у меня с выходом за пределы примитивной осознанности
>
постижение замысла творца путем постижения его проявленности. в максимально возможной степени.
[wayter]> это позитивное, катафатическое богословие. Но надо делать еще поправку на то, что любые позитивные утверждения о Реальности ограничены. И это область ничто, апофатики: и это - не то, и это - не то.
[wayter] Люди, занимающиеся серьезной интеллектуальной деятельностью, знают, что для открытия недостаточно сухой логики - нужен прорыв, и он невозможен без экстатики, когда требуется отбросить привычные представления.
То есть этот же принцип опьяненности и экстаза действует и там, где человеку несведущему видится царство сухой рассудочности.
"как может вести к объективности НЕ ТО??" [wayter] хотя бы поставив под вопрос само понятие объективности, которое кажется таким однозначным, необходимым и на что-то указывающим. НЕ ТО!
В науке 19-го века не было сомнений в том, что такое объективность. А в 20-ом ученые стали чесать в головах и говорить: что-то здесь НЕ ТО.
Когда разум говорит "это окончательное ТО", это глупость. В любом позитивном знании присутствует "не то", то есть "ничто".
>
а ТО? оно каково?? [wayter] а ТО невыразимо словами окончательно, то есть всегда немного не ТО, когда пытаешься ответить на такой вопрос)